Антропология
- Информация о материале
- Автор: Василий Лазарев
Антропология (от антропо... и ...логия), наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Обоснование места А. среди других наук было дано Ф. Энгельсом, определившим её как науку, опосредствующую "... переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории" ("Диалектика природы", 1969, с. 158). За рубежом в А. включают обычно, кроме естественной истории человека, также этнографию и археологию.
А., в принятом в советской науке понимании, содержит следующие основные разделы: морфологию человека, учение об антропогенезе и расоведение. С середины 20 в. усиленно развивается комплекс дисциплин, объединяемых под названием "биология человека".
Морфология человека подразделяется на соматологию и мерологию. Соматология изучает закономерности индивидуальной изменчивости человеческого организма в целом, половой диморфизм в строении тела, возрастные изменения размеров и пропорций от зародышевого периода до старости, влияние различных биологических и социальных условий на строение тела, конституцию человека. Этот раздел наиболее тесно соприкасается с медициной и имеет существенное значение для установления норм физического развития и темпов роста, для геронтологии и т.п. Мерология изучает вариации отдельных частей организма. Сравнительно-анатомические исследования, входящие в мерологию, посвящены выяснению сходств и различий каждого органа тела и каждой системы органов человека по сравнению с другими позвоночными животными, главным образом млекопитающими и в наибольшей степени с приматами. В итоге этих исследований выясняются родственные связи человека с другими существами и его место в животном мире. Палеоантропология изучает костные остатки ископаемых людей и близких родичей человека — высших приматов. Сравнительная анатомия и палеоантропология, а также эмбриология служат выяснению проблемы происхождения человека и его эволюции, вследствие чего они входят в учение об антропогенезе, тесно связанное с философией, а также с археологией палеолита,геологией плейстоцена, физиологией высшей нервной деятельности человека и приматов, психологией и зоопсихологией и др. В этом разделе А. рассматриваются такие вопросы, как место человека в системе животного мира, отношение его как зоологического вида к другим приматам, восстановление того пути, по которому шло развитие высших приматов, исследование роли труда в происхождении человека, выделение стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становления человека современного типа.
Расоведение — раздел А., изучающий человеческие расы, иногда не вполне точно называется "этнической" А.; последняя относится, строго говоря, только к изучению расового состава отдельных этносов, т. е. племён, народов, наций, и происхождению этих общностей. Расоведение же, помимо названных проблем, изучает также классификацию рас, историю их формирования и такие факторы их возникновения, как селективные процессы, изоляция, смешение и миграции, влияние климатических условий и вообще географической среды на расовые признаки. В той части расовых исследований, которые направлены на изучение этногенеза, А. ведёт исследования совместно с языкознанием, историей, археологией. При изучении движущих сил расообразования А. вступает в тесный контакт с генетикой, физиологией, зоогеографией, климатологией, общей теорией видообразования. Изучение рас в А. имеет значение для решения многих проблем. Оно важно для решения вопроса о прародине человека современного вида, использования антропологического материала как исторического источника, освещения проблем систематики, главным образом малых систематических единиц, познания закономерностей популяционной генетики, уточнения некоторых вопросов мед. географии. Расоведение имеет важное значение в научном обосновании борьбы против расизма.
В понятие "биология человека" некоторые учёные включают почти всё содержание А., обогащенное методами и фактами смежных биологических дисциплин. Правильнее подразумевать под этим термином лишь очень важный раздел А., изучающий физиологические, биохимические и генетические факторы, влияющие на вариации строения и развития человеческого организма. В частности, сюда должны входить исследования гемоглобинов крови, групп крови, явлений близнецовости, связей конституции человека с его физиологическими и химическими особенностями и с его наклонностями к тем или иным заболеваниям; сюда же должны войти изучение наследственности нормальных признаков и популяционная генетика, охватывающая разнообразные вопросы (например, устойчивость типа во времени, роль метисации и изоляции в пределах однородных по расовому составу групп). Не менее важно изучение влияния на морфологию человека питания, климата, состава почвы и воды, его способностей к адаптации в разных условиях среды.
Методы исследования. А. изучает вариации размеров и формы тела с помощью описания и измерения. Описательная методика получила название антропоскопии, измерительная — антропометрии. В обработке антропометрического материала велика роль статистических методов. Важными методами антропологических исследований являются краниология, остеология, одонтология, антропологическая фотография, снятие отпечатков кожных узоров ладоней и подошвенных поверхностей стоп, снятие гипсовых масок лица, получение гипсовых отпечатков внутренней полости черепа (эндокранов). В современной А. распространены методы гематологических исследований, а также методы микроанатомии, биохимии, рентгенологии, посемейного изучения, продольного (долговременного) и поперечного (единовременного) изучения групп, приёмы фракционирования массы тела, применение радиоактивных изотопов, различные фотометрические методы и др. В расоведении большое значение получил т. н. географический метод, т. е. картографирование значений отд. расовых признаков и "наложение" этих карт друг на друга. В сочетании с данными этнографии и истории географический метод составляет основу расового анализа.
Особое значение в преподавании, в музейном деле, в криминалистике имеют приёмы восстановления живого облика человека по его черепу на основе изучения корреляции (связи) черепных особенностей с формой мягких частей лица. Эти работы в СССР в большом масштабе осуществляются с 1927 М. М. Герасимовым, а позднее и его сотрудниками.
Краткий исторический очерк. Ещё древние греки обогатили науку о человеке многими наблюдениями и идеями. Медицина, главным образом в лице Гиппократа (ок. 460—377 до н. э.), осветила влияние климата и природы на заболевания и на физические особенности людей. Он же своим учением о соках в организме человека и 4 темпераментах предсказал те пути, по которым впоследствии пошли исследования физиологических различий между типами конституции и связей этих различий с морфологическими особенностями (габитусом). Другим источником накопления фактов, которые впоследствии вошли в А., были наблюдения над разными народами, проделанные греческими путешественниками, в особенности Геродотом (5 в. до н. э.). Наибольший вклад в А. был сделан натуралистами и философами, которые ещё до н. э. обсуждали вопрос о роли руки в том высоком положении, которое человек занимает в мире (Сократ, Анаксагор), о выживании в природе тех существ, строение которых гармонично, и о неминуемом исчезновении уродливых форм (Эмпедокл). Аристотель построил "лестницу животных", расположив их по степени совершенства организации, и нашёл в этой системе место для человека над обезьянами и др. млекопитающими.
В эпоху Возрождения для развития антропологических знаний большое значение имел общий прогресс в развитии науки и резко возросший интерес к физической и духовной жизни человека. Огромный шаг вперёд был сделан в изучении анатомии человека, благодаря трудам Везалия, Леонардо да Винчи и др. Некоторые из анатомов и художников уделяли большое внимание вариациям органов человека, а также разным типам его телосложения. Немецкий художник А. Дюрер, например, написал специальный трактат "Четыре книги о пропорциях" (1528).
Великие географические открытия (15—16 вв.) расширили горизонты антропологических познаний, познакомив, хотя и поверхностно, европейцев с расовыми типами народов Восточной Азии (путешествия Плано Карпини, Рубрука, Марко Поло), населения Америки (Х. Колумб), с народами Восточной Сибири (С. Дежнев), Огненной Земли и Океании (Ф. Магеллан). Значение кругосветного путешествия Магеллана было наиболее важно для А. в том отношении, что оно, подтвердив существование антиподов, показало несовместимость науки с библейской легендой о сотворении человека в "Святой земле", Значительным событием в истории А. 17 в. были первые описания анатомии антропоморфных обезьян, например англичанином Э. Тайсоном, в 1699 изучившим труп шимпанзе. В 18 в. были сделаны также первые более или менее серьёзные попытки построить научные гипотезы о происхождении человека и его месте в природе: во Франции — Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж. Бюффон, в Германии — И. Кант, в России — А. Н. Радищев. Большое значение для А. имела деятельность шведского натуралиста К. Линнея, который в труде "Система природы" (1 изд. 1735; 10 изд. 1758) выделил среди млекопитающих отряд приматов и подразделил его на четыре рода — человек, обезьяна, лемур и летучая мышь. В соответствии с созданной им двойной, или бинарной, номенклатурой Линней обозначил человека термином "Человек разумный" (Homo sapiens), подразделив на четыре расы, по числу хорошо известных тогда континентов — Человек разумный европейский, азиатский, африканский и американский. Это была далеко не единственная попытка дать классификацию человеческих рас в 18 в. Вслед за французом Ф. Бернье (1684) систему рас построили Ж. Бюффон, И. Кант, немецкий анатом и антрополог И. Блуменбах и др. Сильно расширились знания об антропологических типах Австралии и Океании — главным образом благодаря путешествиям Дж. Кука; Сибири — в результате экспедиций русских учёных (см. ниже).
Продвинулось сравнительно анатомическое изучение приматов. Попытки разработать методы сравнительного описания в А. были сделаны голландским анатомом П. Кампером, предложившим применять сопоставление людей и животных по размеру лицевого угла. Важнейшим событием в истории А. было утверждение в биологии эволюционного учения. Французский естествоиспытатель Ж. Ламарк и, в гораздо большей степени, Ч. Дарвин оказали огромное влияние на все разделы А., в особенности на разработку вопроса о положении человека в органическом мире. Ламарк посвятил проблеме антропогенеза в "Философии зоологии" (1809) несколько страниц, а Ч. Дарвин — два больших труда — "Происхождение человека и половой отбор" (1871) и "Выражение эмоций у человека и животных" (1872). В результате этих работ, а также сочинений последователей Дарвина, главным образом английского учёного Т. Гексли и немецкого учёного Э. Геккеля, усилился интерес к остаткам костей ископаемых обезьян и древних людей, к сравнительной анатомии и физиологии приматов, к палеолитическим орудиям и их геологической датировке. Возросло внимание к изучению вариаций строения тела у человека и родственных форм, к вопросу о соотношении индивидуального развития человека и приматов и их положения в системе животных. В 20 в. было сделано огромное число находок ископаемых остатков высших приматов и человека — гигантопитеков, австралопитеков, питекантропов, неандертальцев и т.д. Большие заслуги в изучении этих материалов принадлежат французским учёным М. Булю, А. Валлуа, Ж. Ривто, немецкому учёному Г. Швальбе, английским учёным А. Кизсу, У. Э. Ле Грос Кларку, Л. Лики, американским учёным Ф. Вейденрейху, А. Хрдличке, голландским учёным Э. Дюбуа, Г. Г. Р. Кёнигсвальду, Л. Больку, швейцарским учёным И. Хюрцелеру, А. Шульцу, чешскому учёному Э. Влчеку и многим другим. Влияние эволюционного принципа распространилось и на изучение человеческих рас, вследствие чего классификационные таблицы сменились в расоведении построением "родословных древ". Развернулись исследования непрерывной изменчивости. Для возможности учёта малых различий между близкими расами были выработаны новые методы их определения, значительно более точные, чем прежние. Благодаря унификации методики достигается уменьшение ошибок исследования и возможность сопоставления результатов измерений, произведённых разными учёными. Статистическая обработка массовых материалов потребовала разработки математических приёмов, которые позволили производить вычисление не только средних арифметических, но и показателей, характеризующих закономерности распределений и рассеяния признаков, а также степень связи между размерами (см. Биометрия). К 20 в. относится расцвет применения во всех областях А. математической статистики, позволившей внести большую точность в изучение возрастной морфологии, индивидуальной изменчивости, профессиональной, спортивной и прикладной А. Серединой 19 в. датируется формирование А. как самостоятельной науки. Наибольшая заслуга здесь принадлежит французскому хирургу, анатому и антропологу П. Брока, основавшему в 1859 Парижское антропологическое общество, в программу которого входило изучение биологии человеческого рода в связи с его культурой. Вскоре после основания общества в Париже были организованы Лаборатория для антропологических исследований (1868) и Школа антропологии (1875). Вслед за Францией приступили к организации антропологических учреждений и в других странах — в Лондоне (1863), в Москве (1864), в Мадриде (1865), во Флоренции (1868), в Берлине (1869), в Вене (1870) и др. Возникновение этих обществ и место, которое заняло в научных программах некоторых из них изучение человеческих рас, отчасти объясняются исторической обстановкой того времени. 19 век характеризовался огромным размахом колониальной экспансии. Общественное внимание в Европе было привлечено также к обострившемуся национальному вопросу. Борьба за свободу и единство Италии, судьба населения Эльзаса и Лотарингии после франко-прусской войны заставили задуматься, в частности, над разграничением понятий "нации" и "расы". Известно, что именно вопрос об отделении Ирландии от Англии побудил Т. Гексли к усиленной разработке понятия "раса". Ещё большую остроту получил расовый вопрос в связи с Гражданской войной в США между Северными и Южными штатами (1861—65). События эти оказали сильное влияние на позицию некоторых антропологических обществ в расовой проблеме. Так, президент Лондонского антропологического общества Дж. Хант, сторонник рабовладения, в своей программной речи " Место негра в природе" выступил (1864) с попыткой научно обосновать "теорию" неравенства рас. Для 2-й половины 19 в. и 20 в. характерно стремление синтезировать две важные области А. — теорию антропогенеза и учение о расах. Отсутствие диалектического понимания процесса эволюции человека при этом нередко вело к ложному представлению о современных расах, как якобы находящихся на разных стадиях прогрессивного развития человечества. Появились реакционные направления, получившие название Социальный дарвинизм, антропосоциология, политическая антропология и т.п. Эти лжеучения представляют собой различные формы расизма, который лег в основу государственной идеологии гитлеровской Германий и принёс неисчислимые бедствия человечеству. После разгрома немецкого фашизма расистские теории продолжают распространяться в ряде зарубежных стран, особенно в ЮАР, Родезии, США. Правильный синтез расоведения и антропогенеза, а тем самым и методологическое обоснование А. как единой дисциплины, стали возможны только с принятием теории о качественном своеобразии человеческой эволюции. Наиболее последовательно осуществилось применение этой теории в работах советских антропологов, унаследовавших и продолживших традиции своих предшественников и учителей.
А. в России зародилась в начале 18 в. Основанная Петром I Кунсткамера может считаться колыбелью отечественных музеев, в которой важное место заняли анатомические препараты, а также препараты различных уродств. Основы для развития анатомии человека в России заложили труды А. П. Протасова, С. Г. Забелина, А. М. Шумлянского и др. В 18 в. была организована Великая Северная экспедиция (1733—43), причём в инструкции, которую составил участник экспедиции Г. Ф. Миллер, была подробно разработана антропологическая программа. Ценные антропологические сведения о народах Сибири и Д. Востока были собраны С. П. Крашенинниковым (1755), а также участниками академической экспедиции под руководством П. П. Палласа (1768—1774). В начале 19 в. русские мореплаватели и исследователи проделали более 30 кругосветных путешествий, которые обогатили науку этнографическими и антропологическими сведениями о многих народах мира. Произведением, касающимся проблемы места человека в природе, явился трактат А. Н. Радищева "О человеке, о его смертности и бессмертии", написанный в 1792—96 в Илимской ссылке. В 19 в. выдающееся значение имели антропологические работы К. М. Бэра, пополнившего краниологические коллекции анатомического кабинета Петербургской АН, много сделавшего для обоснования теории моногенетического происхождения человеческих рас, усовершенствовавшего методику измерения черепов. Бэр содействовал также развитию А., включив в программу основанного в 1845 Географического общества этнографические и антропологические исследования. Большую роль в развитии А. сыграли революционные демократы, в особенности Н. Г. Чернышевский, пропагандой материализма и обоснованием идеи о том, что различия в культуре народов возникли вследствие разных ист. судеб народов, а не их расовой принадлежности, Большой вклад в А. был сделан Н. Н. Миклухо-Маклаем, главным образом исследованиями расового состава и культуры папуасов и других народов Океании, а также научным обоснованием теории монофилетического происхождения человечества. Он первым обосновал в отечественной А. идею равенства человеческих рас. Основателем антропологической школы в Московском университете, оказавшей огромное влияние на развитие А. в России, был профессор зоологии А. П. Богданов. В 1864 им был основан Антропологический отдел общества любителей естествознания, ставший центром расовых и других антропологических исследований. В 1879 Богданов организовал в Москве Антропологическую выставку, получившую международное признание. Её коллекции составили основу Музея антропологии Московского университета. Преемником Богданова был Д. Н. Анучин, соединивший в своих исследованиях А., этнографию, археологию и географию. В 1919 он, при содействии В. В. Бунака, основал в Московском университете кафедру антропологии, а в 1922 — институт антропологии. Бунаку принадлежит значительная роль в развитии всех разделов А. в СССР.
Для советской А. характерны огромный размах исследований во многих её разделах, планирование работ, разработка унифицированных методов. В области учения об антропогенезе, этнической А. и морфологии человека были накоплены большие материалы и сделаны крупные теоретические обобщения. В области антропогенеза изучалась сравнительная анатомия разных органов человека и обезьян. Были выяснены основные направления развития мозга приматов и специфические черты строения мозга человека в связи с формированием его трудовой и речевой деятельности (Ю. Г. Шевченко и др.). Ряд исследований посвящен эволюции и строению руки (Е. И. Данилова). Изучались соотношения онтогении человека и его филогении, причём подтверждены применительно к антропологическому материалу основные положения теории филэмбриогенезов А. Н. Северцова. Сделаны важные открытия ископаемых низших узконосых обезьян на Ю. Восточной Европы и остатков зубов человекообразной обезьяны третичного периода на Кавказе. Особое значение имеют находки костных остатков мустьерских людей в гроте Киик-Коба в Крыму (Г. А. Бонч-Осмоловский, 1924), в гроте Тешык-Таш в Средней Азии (А. П. Окладников, 1938) и в гроте Староселье в Крыму (А. А. Формозов, 1953), а также коренного зуба мустьерского человека в пещере Джручула на Кавказе (Л. К. Габуния и др., 1961). На основании этих и других многочисленных фактических данных построена стадиальная теория человеческой эволюции, а также освещены проблемы систематики и генеалогии человека, строения и образа жизни его ближайших предков, прародины человека, темпов, факторов и явлений неравномерности в его эволюции (М. С. Войно, М. А. Гремяцкий, Г. Ф. Дебец, В. И. Кочеткова, М. Ф. Нестурх, Я. Я. Рогинский, М. И. Урысон, Е. Н. Хрисанфова, В. П. Якимов и др.).
В разделе расоведения большое значение имели систематические сборы антропологического материала, охватившие почти всю территорию СССР. Эти данные позволили разрешить вопросы о происхождении и формировании многих народов СССР путём использования современного и ископаемого материала в качестве исторического источника. Подвергнуто анализу само понятие "человеческая раса", а также степень динамичности и стабильности расы, соотношение расы и конституции, разнообразные методы расового анализа (М. С. Акимова, В. П. Алексеев, В. В. Бунак, И. И. Гохман, В. В. Гинзбург, Г. Ф. Дебец, Т. С. Кондукторова, М. Г. Левин, Н. С. Розов, Т. А. Трофимова, Н. Н. Чебоксаров, А. И. Ярхо и др.). Значительное место заняли работы по возрастной изменчивости расовых признаков у детей (Н. Н. Миклашевская) и у взрослых (А. И. Ярхо, Г. Л. Хить). Резко усилились исследования в области популяционной генетики на соматических и серологических материалах (Ю. Г. Рычков). Сделаны обобщения, касающиеся систематики, взаимного родства и происхождения человеческих рас.
В области морфологии человека разрабатывалось учение о физическом развитии, пропорциях тела, конституции, связях размеров тела между собой, закономерности роста (в частности, о периодизации этого процесса и неравномерности роста отдельных сегментов тела), о методах антропометрии (Д. И. Арон, В. В. Бунак, П. Н. Башкиров, П. И. Зенкевич, А. А. Малиновский, В. Г. Штефко, А. И. Ярхо и др.). Расширилось изучение связей морфологических особенностей с функциональными (Т. И. Алексеева и др.). Подробно изучалась дерматоглифика (М. В. Волоцкой, Т. Д. Гладкова, П. С. Семеновский). Расовые и половые особенности в строении зубов изучал А. А. Зубов.
Советские антропологи произвели обширные исследования по актуальной проблеме акцелерации, т. е. наблюдаемого почти повсеместно ускорения роста и физиологического развития детей (В. Г. Властовский, В. С. Соловьева).
Изучались вопросы о применении математических методов к разрешению антропологических задач, например таких, как установление закономерностей изменчивости признаков и их сочетаний, анализ факторов внутригрупповых вариаций, изучение меры соответствия распределения измерительных признаков нормальной кривой, анализ межгрупповой изменчивости, в частности установление реальности различий между группами людей, территориальными, профессиональными и др. (М. В. Игнатьев, Ю. С. Куршакова, А. В. Пугачёва, В. П. Чтецов и др.).
Выводы получили применение в промышленности: позволили построить антропологические стандарты для предметов одежды, для обуви, головных уборов, перчаток, сидений в автобусах, вагонах, школьных парт и др.
Непосредственную пользу оказывают данные А. в судебной медицине, в частности для т. н. словесных портретов, для составления таблиц, позволяющих с большей или меньшей вероятностью определить пол, возраст и расовую принадлежность костных остатков. Антропогенетика нашла применение при решении спорного отцовства.
Помимо Московского университета, где есть специальный Научно-исследовательский институт А. и где на кафедре А. биологического факультета готовят кадры специалистов-антропологов, исследования по А. в СССР ведутся в различных лабораториях, в институтах АН, в университетах и других учреждениях Ленинграда, Киева, Тбилиси, Тарту, Риги, Томска и др. Особо следует отметить развитие А. в союзных республиках: Грузинской ССР (М. Г. Абдушелишвили), Казахской ССР (О. Исмагулов), Узбекской ССР (Л. В. Ошанин, В. Я. Зезенкова, К. Наджимов), Украинской ССР (Л. П. Николаев, В. Д. Дяченко), Эстонской ССР (Ю. М. Ауль, К. Ю. Марк).
Антропологические учреждения в СССР ведут большую работу по распространению знаний среди населения с помощью издания книг, брошюр, лекций на темы, посвященные становлению человека, формированию человеческих рас и т.д. Значительную роль в пропаганде антропологических знаний играют Музей института антропологии Московского университета и Музей антропологии и этнографии АН СССР в Ленинграде.
Лит.: Анучин Д. Н., Беглый взгляд на прошлое антропологии и на ее задачи в России, "Русский антропологический журнал", 1900, № 1; Бунак В. В., Современное состояние и очередные задачи советской антропологии, "Вопросы антропологии", 1962, в. 10; Бунак В. В., Нестурх М. Ф., РогинскийЯ. Я., Антропология. Краткий курс, М., 1941; Гинзбург В. В., Элементы антропологии для медиков, Л., 1963; Левин М. Г., Очерки по истории антропологии в России, М. 1960; Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, 2 изд., М., 1963; Гримм Г., Основы конституциональной биологии и антропометрии, М., 1967; Human Biology, Oxford, 1964; Jubilé du Centenaire de la Société d’Antropologie de Paris, P., 1959; Martin D., Lehrbuch der Antropolgie in systematischer Darstellung, 3 Aufl., Bd 1-2, Stuttg., 1956—60; Montagu А., An introduction to physical anthropology, 3 ed., Springfield, 1960.
Периодические издания: "Вопросы антропологии", Москва (с 1960); "L'Anthropologie", Paris (с 1890); "Journal of the Royal Anthropological Institute", London (c 1871); "Zeitschrift für Morphologic und Anthropologie", Stuttgart (c 1899); "Przegd Anthropologiczny", Poznan (c 1926); "L'Anthropologie", Praque (1923—41); "American Journal of Physical Anthropology", Philadelphia (c 1918); "Current Anthropology", Chicago (c.1960).
Я. Я. Рогинский.
Откуда мы ?
- Информация о материале
- Автор: Василий Лазарев
Давно уже ставшее научной аксиомой положение о происхождении человека, а именно о том, что человек произошел от обезьяны, в наше время вызывает у многих большое сомнение. Основную роль в возникновении таких сомнений сыграли генетики, С их точки зрения, «генетический код» обезьяны не имеет ничего общего с тем, который несет в себе человеческая клетка. Таким образом, между человеком и обезьяной существует, по-видимому, только внешнее сходство.
Однако если род человеческий зародился на нашей планете, то среди всех живых существ, населяющих ее, без сомнения, должны иметься какие-то «родственники по генам». Как ни странно, ими оказались совсем не обезьяны. Совсем недавно в печати промелькнуло сообщение: ученые США обнаружили большое генетическое сходство человеческой клетки с клеткой серой крысы. Сходство было настолько явственным, что позволило им сделать заключение: у крысы и человека были общие предки.
Но еще задолго до генетиков психологи заметили, что есть нечто общее между поведением людей в обществе и организацией крысиной стаи. Сходство в поведении крыс и людей порой поразительно. Крысы умны, сообразительны, быстро обучаются и применяют в жизни полученные новые навыки (например, достаточно одной крысе поесть отравленной приманки и погибнуть, как вся стая начинает игнорировать самые соблазнительные угощения). Крысиные стаи очень замкнуты и признают только своих, пришельцев (то есть приблудившихся крыс — чужаков) просто загрызают. Более того, крупная стая может обойтись таким же образом и с кошкой, попавшей на их территорию. Популяции крыс имеют нечто, весьма напоминающее общественную организацию, причем элитарного, фашистского характера. Наверху каждого общества стоит сильный самец — доминант, командующий гаремом самок и парой заместителей, несколько уступающих ему в силе. Внизу — бесправные парии, которым не полагается даже собственных гнезд. Право иметь самку является наградой «от начальства». При этом сам главарь настолько занят утверждением своей власти, что не имеет времени даже на самок: их оплодотворяют заместители.
Если вдуматься, то первоначально, в древние времена, в человеческом обществе существовали похожие законы, хотя позже происходившие когда-то события были несколько приукрашены и облагорожены в дошедших до нас легендах. Но все же жизнь была именно такой: жесточайшее подавление подчиненных и не менее беспощадное истребление чужаков. В древних исторических книгах (к примеру, книга «Паралипоменон») описывается общество, живущее именно по таким законам. Видимо, в действительности в этом заключается тайная, природная суть человека, в настоящее время несколько подавленная влиянием культуры. Но надо заметить: чем ниже культура общества, тем больше действия его членов напоминают повадки крысиной стаи.
Это только одна из теорий, заставляющих усомниться в общепринятой версии о происхождение человека. По утверждению тех же генетиков, люди в своем современном виде должны были появиться на земле не менее 200 тысяч лет назад — это срок, в 5 раз больший, чем (так принято считать) существует человеческий род. Однако есть основания предполагать, что наша забытая история гораздо древнее.
Кроме генетических признаков, отличающих человека от обезьяны, существуют и принципиальные физиологические отличия. Если считать человека приматом, то можно заметить, что у него (единственного из них) ноги длиннее рук. За это мы расплачиваемся болями в спине и сдвигами в позвоночнике.
Человек — единственный среди приматов — имеет подкожный жир и редкий волосяной покров поверхности тела, хотя он и не единственный, плавающий в воде. Правда, среди гоминоидов плавает только он один. Но он — единственный, для кого характерна брадикардия, то есть автоматическое замедление сердцебиения в воде. Кроме того, это единственный примат с таким большим мозгом, имеющий клыки такой же длинны, как и остальные зубы. Он в состоянии сознательно управлять своим дыханием и таким образом модулировать звуки речи. Попытки энтузиастов научить обезьян говорить не привели к успеху по одной главной причине: те не в состоянии управлять дыханием.
У человека нет сезонного спаривания, как у других приматов. Кроме того, человек обладает удлиненным половым органом и выступающей грудью. По версии, выдвинутой в 1960 году учеными, конструкция гениталий человека может объясняться тем, что наши далекие предки, подобно тюленям, вели полуводный образ жизни. В этом случае удлиненные гениталии препятствовали проникновению в матку воды и грязи. У обезьян они иной конструкции. Соитие же лицом к лицу так же характерно именно для водных животных.
Авторы гипотезы о происхождении человека из водной среды как-то не учитывают, что в природе,не существует разновидностей обезьян, ведущих преимущественно водный образ жизни. Что касается крыс, то такие виды есть. Но поскольку гипотеза создавалась в начале шестидесятых годов, то ее авторы, вполне в духе времени, утверждали, что человечество произошло именно от такой разновидности приматов.
Тогда же вновь вспомнили о старой теории, согласно которой именно привычки, связанные с водным образом жизни, привели к отделению гоминоидов от понгидов. В настоящее время от человеческих существ, живших в воде и у воды, не осталось никаких следов. Предполагается только, что они были похожи на своих родственников, рамапитеков, окаменелости которых известны в палеонтологии. Но все же некоторые следы того времени сохранились в мифах разных народов.
В фольклоре многих народов можно найти упоминания о периоде, который принято называть «райским». Это была первая фаза человеческого существования. В те далекие времена на земле был гораздо более теплый климат. Вода занимала большую часть земной поверхности, и прибрежные зоны были покрыты множеством неглубоких теплых лагун. На небе постоянно находилось огромное, кажущееся неподвижным светило, которым все восторгались. Его называли «космическим яйцом», или «ночным солнцем». Внимание на то, что все источники констатируют неправильную форму светила. Оно действительно было яйцевидной, или овальной, формы. С точки зрения астрономии, это может значить, что в солнечной системе было две звезды, и Земля была спутником меньшей. Благодаря ее свету в нашем мире не было ни зимы, ни ночи.
Растительность была буйной и богатой, ее плодами можно было питаться постоянно и без труда. Горы в те годы были небольшие и встречались редко, а водоемы были неглубокими. Обширных и бурных океанов тогда еще не существовало. Также и конфликты, тем более кровавые, между существами и видами были редкостью; плотоядные питались преимущественно падалью.
Социальная структура человечества была матримониальной, отцовство — неизвестным и не имело значения. «Мужественные» черты, то есть сила и агрессивность, были излишни, в то время как женские — нежность, охрана и утешение — требовались везде. И не было смерти в нашем понимании: мифология бессмертия могла появиться в связи с массовым долголетием. Но и смерть не была чем-то устрашающим, а была только частью жизни.
Этот период закончился с гибелью меньшего Солнца: вторая звезда взорвалась. Жители Земли совершили падение «с высших небес в низшие». То есть, как считают, Земля была выброшена из области Юпитера и стала вращаться по новой орбите, ближе к Солнцу. Одновременно ось ее вращения стала наклонной, и тогда появилось чередование времен года. Вслед за этой катастрофой последовали другие: взрыв изменил орбиты всех планет, и прежде чем занять свои нынешние места, они неоднократно сближались на опасные расстояния, что имело катастрофические последствия.
Так интерпретируют сохранившиеся легенды авторы некоторых гипотез. Было ли все это в действительности? Кто знает...
Относительно недавно появилась мода: женщинам предлагают рожать в воде, то есть в бассейне. Такие роды проходят гораздо легче, и, кроме того, ребенок, родившийся в бассейне, становится намного устойчивее к любым болезням. Видимо, в данном случае, водная среда оказывает свое положительное действие как более естественная для человека стихия. Поэтому очень трудно отрицать, что человечество когда-то вело водный образ жизни. Кроме того, по расчетам специалистов, скелет любого сухопутного животного должен быть, как минимум, в три раза крепче. Тому, кто живет в водной среде, особо прочный скелет и не нужен; но мы, потомки, перебравшиеся на сушу, расплачиваемся за эту перемену постоянными переломами при падениях.
Однако не все ясно с произошедшей катастрофой. Неизвестно, было ли в действительности наше Солнце когда-либо двойной звездой. Астероиды, находящиеся между Марсом и Юпитером, сегодня привыкли считать обломками планеты Фаэтон. Кроме того, взрыв звезды — слишком разрушительное явление, чтобы при этом могло уцелеть что-либо живое. Но, если верить астрономам, когда-то на Землю оказывало влияние образование, вполне способное заменить второе светило.
Роль второго Солнца выполняло звездное скопление в центре нашей галактики. Это — формирование овальной формы, причем излучавшее столь мощные потоки света, что достигавшие Земли лучи вполне заменяли второе Солнце. В процессе вращения галактики произошло следующее: ее центр скрылся за пылевой туманностью, поглотившей почти всю энергию излучения, В результате этого климат на нашей планете стал намного холоднее, и до настоящего времени такое положение сохраняется. В отличие от гипотетических катастроф в Солнечной системе, с которыми сегодня ничего не ясно, астрономы могут с точностью сказать, когда именно центр галактики скрылся за пылевой туманностью. Это произошло ровно 70 миллионов лет назад. Существует гипотеза, что последовавшая сразу же за этим событием массовая гибель динозавров явилась результатом резкого похолодания.
Могла ли память о столь давнем событии сохраниться в легендах человеческого рода? В этом случае придется считать, что человечество намного древнее, чем мы предполагаем. И дата в 200 тысяч лет существования, предлагаемая генетиками, — это тот срок, когда ветвь человечества отделилась от иной, более древней группы достаточно разумных существ. Собственно говоря, оснований к появлению такого мнения немало — есть понятие «запрещенной археологии», включающей в себя находки, необъяснимые с точки зрения современной науки. Так, к примеру, в штатах Калифорния и Аризона были найдены скелеты людей ростом до четырех метров, с шестью пальцами на ногах. По этому поводу родились две версии: либо современные люди являются потомками переселенцев с другой планеты, либо в далеком прошлом, миллионы лет назад, на земле существовала особая древняя раса. Последнюю версию можно было бы подтвердить многочисленными находками из области «запрещенной археологии».
Таких действительно немало: это и следы гигантов, возрастом в десятки миллионов лет, сохранившиеся на окаменевшем грунте, и очень древние скелеты совершенно невероятных людей, и находки предметов искусственного происхождения возрастом в миллионы лет. Серьезная наука подобные находки не рассматривает, быть может, по той причине, что под них невозможно «подогнать» никакую теорию. Но тем не менее появилась и стала укореняться идея: некогда в центре галактики существовала материнская планета, на которой зародилось человечество, позже расселившееся по всем пригодным для жизни мирам. А затем, по неясной причине, созданные пришельцами колонии утратили цивилизацию, деградировали и одичали. Сейчас их уцелевшие и сильно изменившиеся потомки в разных мирах вновь налаживают жизнь.
В свое время и такая теория тоже выдвигалась. Естественно, не в научных кругах, поскольку достаточно весомых доказательств для нее подобрать невозможно, и сегодня эту идею используют лишь авторы фантастических рассказов. Но нельзя отрицать, что сама мысль возникла не на пустом месте. На фоне этой идеи совсем не такой уж бессмыслицей звучит современная научная ересь, гласящая: не человек произошел от обезьяны, а обезьяна от человека. То есть приматы — это полностью деградировавшая, побочная ветвь людей.
Авторы этой теории очень легко нашли для нее доказательство. Известно, что в процессе внутриутробного развития зародыш проходит все эволюционные стадии. И выяснилось: человек не проходит «обезьянью» фазу. Обезьяний же зародыш, наоборот, проходит ту фазу, в которой он очень сильно похож на человека. И это настолько явственно, что кто-то в свое время охарактеризовал человека, как «половозрелый зародыш обезьяны».
Наиболее древней из всех существующих наук, пожалуй, следует считать оккультизм. Его представители собрали множество самых древних легенд - как о происхождении человечества, так и о существовавших когда-то цивилизациях. В мифах упоминается о том, что самая древняя цивилизация из тех, о которых помнят (а были, вероятно, и полностью исчезнувшие из памяти), возникла далеко на севере. Это произошло задолго до начала ледникового периода. Божественные предки пришли из «Земли богов», «Острова Бессмертия», с «горы Меру» и поселились у северного небосклона, что, по мнению некоторых исследователей, означало заселение Земли существами из космоса. Хотя возможны, конечно, и нюансы — существовавшая на небольшом острове развитая культура решила расширить зону своего обитания. Но этот нюанс означает, что переселенцы являлись посланцами иной, еще более древней цивилизации. Той, о которой не известно ничего.
Пришельцы заселили материк Гиперборея, расположенный вокруг Северного полюса. Таким образом, гиперборейцы обитали на материке, где никогда не заходило Солнце. Иногда их посещал Аполлон на золотой стреле или в карете, запряженной лебедями. Некоторые исследователи толкуют это как образ космического корабля. Они также настаивают на неземном происхождении гиперборейцев, которые колонизировали область, по климату схожую с их родиной. О жителях материка рассказывали, что они были высокого роста, светловолосые. Эти люди и стали прародителями белой расы. Материк Гиперборея просуществовал долго, и его история закончилась катаклизмом: комета или упавшая вторая луна сместили земную ось. Солнце изменило свой путь, и это стало концом одной эпохи мировой истории.
Согласно утверждениям оккультистов, после этой катастрофы, в один миг уничтожившей материк, на земле начался третий цикл. Новая раса развивалась на огромном континенте, известном под названием Лемурия, или My. Сейчас на месте затонувшего материка находится Атлантический океан, но миллионы лет назад вся океанская территория была сушей. Материк был переполнен действующими вулканами и постоянно подвергался землетрясениям. В конце концов он распался на острова и погрузился на дно океана.
Первые лемурийцы, гиганты-полулюди, жили еще в эпоху ящеров и гигантских древовидных хвощей. Возможно, это и правда: в каньоне на Гавайских островах был обнаружен наскальный рисунок, изображавший гиганта, борющегося с мамонтом. И это — только одно из многих свидетельств о существовании в древности особой расы великанов. Впрочем, огромный материк оставил в мифах не так много сведений; он существовал где-то вдали, на большом расстоянии от сохранившегося по сей день человечества, и тихо исчез.
Знание о событиях очень древнего мира, возможно, было доступно еще античным грекам. Ведь, по сути, учение Платона полностью отрицает саму возможность существования такого понятия, как прогресс. Существование человечества, да и всего живого рассматривалось философами древности как процесс неизбежной и необратимой деградации. И уже из этой идеи неизбежно проистекает другая — о необходимости конца света. Того самого конца, которого до сих пор ожидают приверженцы христианских учений. Но такая идея не могла зародиться на пустом месте. Возможно, в те годы еще существовали достаточно определенные сведения о развитых культурах, живших прежде. В частности, об Атлантиде.
Само слове «Атлантида» всегда ассоциировалось с чем-то таинственным. Ее некогда божественная мудрость осквернила себя, но в памяти народов долго жили легенды о ее божественных правителях и совершенном устройстве. Все древнее великолепие великой страны внезапно, в один день, исчезло в пучине океана. Было это или нет? Историки часто спорят по поводу древних легенд. Но у представителей другой науки, у геологов, на этот счет имеется свое мнение. По их сведениям, это событие вполне могло произойти.
Около миллиона лет назад, существовал Атлантический континент, простиравшийся от Испании до Америки. На картах геологов видно, что 200 тысяч лет назад после геологических катастроф от него остались только два острова — Рута и Дайтья. После землетрясения, происшедшего 80 тысяч лет назад, от Руты остался только остров Посейдонис, утонувший в 9564 году до нашей эры. По-видимому, именно на нем и жили атланты.
В своих диалогах «Тимей» и «Критий» Платон констатирует, что Атлантида исчезла в течение одного дня и одной ночи. Греческий философ Ксандор упоминал, что в 310 году до нашей эры видел в Египте колонну, на которой выбита вся история этого острова. Но Атлантида исчезла, оставив после себя свою африканскую колонию — Египет, сохранивший в те далекие времена значительную часть ее древних тайн. Упоминания об этих тайнах позже были уничтожены религиозными фанатиками и ревнителями веры различных исповеданий, объединившихся в одном порыве — уничтожить любое знание, выходящее за пределы их писаний. Но все это — уже известная нам история. Таким образом, Чарльз Дарвин создавал свое учение на пустом месте, не имея совершенно никаких сведений о забытой древней истории человечества. И вполне естественно, что, основываясь на теории эволюции, рассматривал человека как эволюционизировавшую обезьяну, исходя из их внешней схожести. Его теория — на сегодняшний день, возможно, единственная в науке, которая стала общепринятой, не будучи доказанной, поскольку приведенные автором в качестве доказательства аргументы так и не были обнаружены. Однако древние философы, опираясь на свои источники, придерживались совершенно иной точки зрения.
Следует признать, что их утверждение совсем не было голословным. Сегодня установлено, что мозг кроманьольца — человека, жившего 40 тысяч лет назад — был, как минимум, вдвое больше, чем у современного человека, а интеллект гораздо выше. Таким образом, получается, что люди каменного века были более приспособлены к умственному труду, чем наши современники. Как и в каких условиях могли появиться в те времена столь развитые существа?
В наше время мы вряд ли сумеем ответить на этот вопрос. У нашей цивилизации нет конкретных знаний, способных дать такой ответ. Эти знания были лишь у людей древнего мира, который мы привычно считаем примитивным.
Родство Человека и Животных
- Информация о материале
- Автор: Василий Лазарев
Страница 63 из 83