Погонщики динозавров
- Информация о материале
- Автор: Василий Лазарев
Динозавры из Акамбаро
Археологи прошлой эпохи тоже не сидели сложа руки. Один из них - Вольдемар Джульсруд, выходец из Германии, перебравшийся в конце XIX в. в Мексику. Там он поселился в небольшом городке Акамбаро, в 300 км к северу от Мехико. В начале 1920-х Джульсруд обнаружил под землей памятники культуры Чупикауро близ холма Эль-Торо.
Но самое интересное событие в его жизни произошло 20 лет спустя, в июле 1944-го. Тогда исследователь нашел на склоне Эль-Торо несколько обтесанных камней и фрагментов керамики, которые нельзя было отнести ни к одной известной науке культуре. Начав раскопки, Джульсруд со временем собрал уникальную коллекцию артефактов. Позже ее пополнением занимался сын Вальдемара, Карлос Джульсруд, а затем и внук, Карлос-младший.
Всего коллекция Джульсруда насчитывает около 35 тыс. артефактов. В основном, это статуэтки из различных сортов глины, вылепленные вручную и обработанные методом открытого обжига. Вторая категория - скульптуры из камня. Третья - керамика. Размеры фигурок - от 10 см до 1 м в высоту и 1,5 м в длину. Кроме того, в коллекции есть найденные там же музыкальные инструменты, маски, инструменты из обсидиана и нефрита. Вместе с артефактами при раскопках были обнаружены несколько человеческих черепов, скелет мамонта и зубы лошади ледникового периода. В коллекции Джульсруда имеется множество антропоморфных статуэток, представляющих почти полный набор расовых типов человечества - монголоидов, негроидов, кавказоидов, полинезийский тип и прочие.
Но не это было главной сенсацией. Самым загадочным оказалось то, что примерно 2600 статуэток представляли собой изображения… динозавров. Причем, разнообразие типов ископаемых ящеров просто удивительно. Среди них есть легко узнаваемые и хорошо известные палеонтологической науке виды: брахиозавр, игуанодон, тираннозавр, птеранодон, анкилозавр, плезиозавр и многие другие. Но присутствуют и огромное число статуэток, которые современные ученые идентифицировать не могут, в том числе, и крылатые динозавры-драконы. Еще поразительнее то, что коллекция содержит значительное число изображений человека вместе с динозаврами разных видов.
Как и следовало ожидать, коллекция Джульсруда была объявлена подделкой. Да и как могло быть иначе, ведь факт сосуществования и тесного взаимодействия человека и динозавра не просто опровергает линейный эволюционизм теории происхождения видов на Земле, но вступает в вопиющее противоречие со всеми нынешними официально принятыми взглядами на эволюцию нашей планеты в целом.
В 1950 г. в Акамбаро приехал американский журналист Лоуэлл Хармер. Он присутствовал при раскопках на холме Эль-Торо и даже сфотографировал Джульсруда с только что выкопанными статуэтками динозавров. Вслед за ним лос-анджелесский журналист Уильям Рассел опубликовал материал о раскопках Джульсруда с фоторепортажем. В своей публикации Рассел описал, что артефакты изымались с глубины 1,5 м и многие предметы были оплетены корнями растений, поэтому у него не возникло ни малейших сомнений в подлинности находок. Эти публикации и пробили брешь в заговоре молчания ученых.
В 1952 г. мексиканские власти, изучив коллекцию Джульсруда, официально опровергли обвинение в подделках. В свою очередь, профессор истории Рамон Ривера, опросив население Акамбаро и прилегающих к нему районов (особенно тщательно опрашивали стариков), выяснил, что на протяжении последних 100 лет в этой местности не было ничего похожего на масштабное керамическое производство.
В 1954 г. из Мехико в Акамбаро, наконец-то, прибыла делегация ученых во главе с директором Департамента доиспанских памятников Национального института антропологии и истории доктором Эдуарде Нокверой. По заявлению столичных археологов, осмотр найденных артефактов однозначно доказал их древность. Однако по возвращении в Мехико доктор Ноквера представил отчет, в котором утверждал, что коллекция Джульсруда является фальсификацией, поскольку содержит… статуэтки динозавров.
Между тем, специалисты из США установили, что возраст фигурок из коллекции Джульсруда составляет от 2 до 5 тыс. лет. Коллекция содержит большое количество каменных фигур, и все они имеют следы сильной эрозии. Подделать это практически невозможно, утверждают ученые. В свою очередь, американец Джон Тьерни, почти 40 лет изучавший коллекцию из Акамбаро, убежден, что собранные Джульсрудом артефакты - лишь часть огромной «библиотеки», сопровождавшей гробницу. По мнению ученого, главной составляющей памятника Эль-Торо должно быть захоронение, которое пока не найдено.
Коллекция Джульсруда
- Информация о материале
- Автор: Василий Лазарев
Коллекция Джульсруда
Эта история началась в июле 1944 года. Вольдемар Джульсруд (Waldemar Julsrud) занимался торговлей скобяными изделиями в Акамбаро - небольшом городишке примерно в 300 км к северу от Мехико. Однажды ранним утром, совершая конную прогулку по склонам холма Эль Торо, он увидел несколько обтесанных камней и фрагментов керамики, выступающих из почвы. Джульсруд был выходцем из Германии, перебравшимся в Мексику в конце XIX века. Он серьезно увлекался мексиканской археологией и еще в 1923 г. вместе с падре Мартинесем копал памятник культуры Чупикауро в восьми милях от холма Эль Торо. Позже культура Чупикауро была датирована периодом 500 г. до н.э. - 500 г. н.э.
Вольдемар Джульсруд прекрасно разбирался в мексиканских древностях и поэтому сразу понял, что находки на холме Эль Торо не могут быть отнесены ни к одной известной на то время культуре. Джульсруд начал собственные изыскания. Правда, не будучи профессиональным ученым, он поступил поначалу очень просто - нанял местного крестьянина по имени Одилон Тинахеро, пообещав ему платить по одному песо (тогда это равнялось примерно 12 центам) за каждый целый артефакт. Поэтому Тинахеро был очень аккуратен при раскопках, а случайно разбитые предметы склеивал, прежде чем отнести их Джульсруду. Так начала формироваться коллекция Джульсруда, пополнение которой продолжили сын Вольдемара Карлос Джульсруд, а потом и его внук Карлос II.
В конце концов коллекция Джульсруда составила несколько десятков тысяч артефактов - по одним данным их было 33,5 тысячи, по другим - 37 тысяч! Коллекцию составили несколько основных категорий артефактов: наиболее многочисленными были статуэтки из различных сортов глины, выполненных в техники ручной лепки и обоженных методом открытого обжига. Вторая категория - скульптуры из камня и третья - керамика. Самым примечательным фактом было то, что во всей коллекции не было ни одного повторяющегося экземпляра скульптуры! Размеры фигурок варьировались от десятка сантиметров до 1 м в высоту и 1.5 м в длину. Кроме них в составе коллекции присутствовали музыкальные инструменты, маски, инструменты из обсидиана и нефрита. Вместе с артефактами при раскопках были обнаружены несколько человеческих черепов, скелет мамонта и зубы лошади ледникового периода. При жизни Вольдемара Джульсруда вся его коллекция в упакованном виде занимала 12 комнат его дома.
В коллекции Джульсруда было множество антропоморфных статуэток, представляющих почти полный набор расовых типов человечества - монголоидов, африканоидов, кавказоидов (в том числе с бородами), полинезийский тип и проч. Но не это сделало его коллекцию сенсацией века. Примерно 2 600 статуэток представляли собой изображения динозавров! Причем разнообразие типов динозавров вызывает истинное изумление. Среди них есть легко узнаваемые и хорошо известные палеонтологической науке виды: брахиозавр, игуанодон, тиранозавр рекс, птеранодон, анкилозавр, плезиозавр и многие другие. Есть огромное число статуэток, которые современные ученые идентифицировать не могут, в том числе и крылатые "динозавры-драконы". Но самое поразительное то, что коллекция содержит значительное число изображений человека вместе с динозаврами разных видов. Иконография изображений наводит на единственную мысль, что люди и динозавры сосуществовали в теснейшем контакте. Причем это сосуществование включало весь спектр взаимоотношений - от борьбы двух столь несовместимых видов живых существ до, возможно, доместикации динозавров человеком.
В меньшем количестве в коллекции Джульсруда были представлены ныне вымершие млекопитающие - американский верблюд и лошадь ледникового периода, гигантские обезьяны плейстоценового периода и проч.
Именно эта составляющая коллекции Джульсруда и послужила поводом для длительной истории замалчивания и дискредитации находок Вольдемара Джульсруда. Это и понятно, поскольку факт сосуществования и тесного взаимодействия человека и динозавра не просто опровергает линейный эволюционизм теории происхождения видов на Земле, но вступает в непримиримое противоречие со всей современной мировоззренческой парадигмой.
С самого начала своих исследований Вольдемар Джульсруд попытался привлечь внимание научной общественности к своим находкам, но первые годы он столкнулся с тем, что его попытки начисто игнорировались. Даже публикация им на свои средства книги о коллекции в 1947 году не заставила академических ученых проявить к ней какой-либо интерес.
Наконец в 1950 г. в Акамбаро приехал американский журналист Лоуэл Хармер. Он присутствовал на раскопках на холме Эль Торо и даже сфотографировал Джульсруда с только что выкопанными статуэтками динозавров (Джульсруд к этому времени уже лично занимался раскопками). ("Los Angeles Times", March 25, 1951). Вслед за ними лос-анджелесский журналист Уильям Рассел опубликовал материал о раскопках Джульсруда с фотографиями процесса работ. В своей публикации Рассел указывал, что артефакты изымались с глубины 5-6 футов (1,5 м) и многие предметы были оплетены корнями растений, поэтому у Рассела не возникло никаких сомнений в подлинности находок. ("Fate", March, 1952, June, 1953). Эти публикации сыграли определенную роль в популяризации коллекции Джульсруда и пробили брешь в заговоре молчания академических ученых.
В 1952 г. коллекцией заинтересовался профессиональный ученый Чарльз Дипесо. Предварительно ему были высланы образцы статуэток и хотя лабораторные анализы не дали какой-либо вразумительной картины, Дипесо был изначально уверен в том, что это фальсификация. В июле 1952 г. он лично приехал в Акамбаро, чтобы ознакомиться с коллекцией. Характер его действий по изучению данной проблемы позже был неоднократно повторен другими исследователями. По словам Вольдемара Джульсруда Дипесо после знакомства с его коллекцией лично высказал свое восхищение открытием Джульсруда и высказал пожелание купить образцы для музея Фонда Америдов (Amerind Foundation), в котором он работал. Однако вернувшись в Штаты он опубликовал несколько статей ("American Antiquity", April 1953, "Archaeology", Summer, 1953) в которых однозначно заявлял, что коллекция Джульсруда является фальсификацией. В частности, Дипесо констатировал, что ознакомившись с 32 000 предметами из коллекции, он пришел к выводу, что иконография артефактов, в особенности изображения глаз и губ у статуэток, имеют современный характер. Примечателен тот факт, что на изучение 32 000 предметов коллекции (которые к приезду Дипесо уже были упакованы и складированы в доме Джульсруда) он потратил четыре часа. Кроме того, Дипесо, сославшись на информацию от некоего нелегального торговца мексиканскими древностями, утверждал, что вся коллекция была выполнена одной мексиканской семьей, жившей в Акамбаро, которая занималась производством этих поделок в зимние месяцы, когда не была вовлечена в сельскохозяйственные работы. А информацию о динозаврах фальсификаторы якобы почерпнули из фильмов, комиксов и книг из местной библиотеки.
Кстати этот последний тезис был официально опровергнут местными мексиканскими властями в том же 1952 г. Франсиско Санчас, суперинтендант Национального …. (National Irrigation Plant of Solis) заявил, что после четырех лет изучения вопросов археологической активности в районе и характера занятий местного населения он может однозначно констатировать отсутствие какого-либо керамического производства в Акамбаро. 23 июля 1952 г. мэр Акамбаро Хуан Карранса опубликовал официальное заявление за N 1109, в котором говорилось, что по результатам специального исследования, проведенного в районе, выяснилось, что в Акамбаро нет ни одного человека, который бы занимался производством такого рода изделий.
Все доводы Дипесо в пользу того, что коллекция Джульсруда является изощренной фальсификацией, легко опровергаются с точки зрения обычного здравого смысла. Во-первых, ни один скульптор не в состоянии за обозримый период времени выполнить работу по изготовлению более чем тридцати тысяч скульптур (отнюдь не мелких) как из керамики, так и из камня. Не говоря уже о том, что эти скульптуры еще надо было закопать на приличную глубину. Во-вторых, даже если коллекция выполнена силами не одного человека, а некой мастерской, то в таком случае должны будут четко прослеживаться черты единого стиля в исполнении артефактов. Но вся коллекция не только не содержит ни единого дубликата, но керамические скульптуры выполнены из разных пород глины, в различных стилях и с различной степенью мастерства. В-третьих, было однозначно установлено, что керамика в коллекции Джульсруда обработана методом открытого обжига. Для ее производства потребовалось бы огромное количество древесины, которая в засушливом и безлесном районе Акамбаро всегда была чрезвычайно дорогой. Кроме того, подобное масштабное производство с открытым обжигом керамики просто не могло бы остаться незамеченным.
Профессор факультета истории Высшей Школы в Акамбаро Рамон Ривера потратил месяц на полевые исследования в Акамбаро на выяснение вопроса о возможности местного производства коллекции Джульсруда. После многочисленных опросов населения Акамбаро и прилегающих к нему районов (Ривера особенно тщательно опрашивал стариков) профессор констатировал, что на протяжении последних ста лет в этой местности не было ничего похожего на масштабное керамическое производство.
Более того, критики коллекции Джульсруда чаще всего забывали, что она состояла не только из керамических артефактов. Коллекция содержит значительное количество каменных скульптур и все они имеют следы сильной эрозии. Подделать такой элемент поверхности предмета как эрозия практически невозможно.
Ну и наконец, следует помнить, что Одилон Тинахеро, на протяжении нескольких лет пополнявший коллекцию Джульсруда имел неполные четыре класса образования и с трудом мог читать и писать. Поэтому нет смысла говорить о возможности его глубоких познаний в области палеозоологии как и бессмысленно говорить о том, что в 40-е годы прошлого века в небольшой мексиканской библиотеке можно было бы найти достаточно книг по данной тематике да еще и на испанском языке.
К 1954 г. критика коллекции Джульсруда, с подачи Дипесо, достигла максимума и это привело к тому, что к коллекции были вынуждены проявит интерес официальные круги Мексики. В Акамбаро отправилась делегация ученых во главе с директором Департамента до-испанских памятников Национального Института Антропологии и Истории доктором Эдуардо Нокверой. Помимо него в состав группы входило еще три антрополога и историка. Эта официальная делегация сама выбрала конкретное место на склонах холма Эль Торо для проведения контрольных раскопок. Они состоялись в присутствии множества свидетелей из местных авторитетных граждан. После нескольких часов раскопок было найдено большое количество статуэток, аналогичных образцам из коллекции Джульсруда. По заявлению столичных археологов, осмотр найденных артефактов однозначно продемонстрировал их древность. Все члены группы поздравили Джульсруда с выдающимся открытием и двое из них пообещали опубликовать результаты своей поездки в научных журналах.
Однако через три недели после возвращения в Мехико, доктор Норквера представил отчет о поездке, в котором утверждалось, что коллекция Джульсруда является фальсификацией, поскольку содержит статуэтки, изображающие динозавров. Т.е. был использован все тот же универсальный довод: "Этого не может быть, потому что не может быть никогда".
В 1955 г. коллекцией заинтересовался тогда еще достаточно молодой ученый Чарлз Хэпгуд, бывший в то время профессором истории и антропологии нью-хэмпширского университета. Он приехал в Акамбаро и провел там несколько месяцев, занимаясь самостоятельными раскопками на памятнике. Хэпгуд договорился с местным шефом полиции майором Альтимерино, чей дом стоял на территории памятника. Было известно, что дом построили в 1930 году. Получив разрешение хозяина, Хэпгуд вскрыл пол в одной из жилых комнат дома и на глубине в 6 футов (около 2 м) обнаружил 43 статуэтки (правда, во фрагментах), аналогичных по стилистике коллекции Хэпгуда.
Сам майор Алтимарино предпринял трехмесячное исследование в окрестностях Акамбаро и опросил множество местных жителей на предмет возможности современного изготовления коллекции Джульсруда. В результате он убедился, что никто в окрестностях понятия не имеет ни о чем подобном.
В 1968 году (уже после публикации своей книги "Карты морских царей") Хэпгуд вернулся к проблеме Акамбаро и приехал туда в компании с известным писателем Эрлом Стенли Гарднером, который обладал не только глубокими познаниями в криминалистике, но также серьезно занимался и археологическими проблемами. Гарднер констатировал, что с точки зрения криминалистики, коллекция Джульсруда не может являться ни результатом деятельности одного лица, ни даже результатом фальсификации, выполненной группой лиц. По результатам своих исследований в Акамбаро Хэпгуд на свои средства издал книгу "Тайна Акамбаро" ("Mystery in Acambaro", 1972).
В 1968 г. метод радиокарбонного датирования был уже широко признан в мире и Хэпгуд послал несколько образцов на анализ в Нью-Джерси в лабораторию изотопных исследований. Анализ образцов дал следующие результаты:
I-3842: 3590 +/- 100 лет (1640 +/- 100 г. до н.э.)
I-4015: 6480 +/- 170 лет (4530 +/- 170 г. до н.э.)
I-4031: 3060 +/ - 120 лет (1100 +/-120 г. до н.э.)
В 1972 г. Артур Янг передал две статуэтки на анализ в Пенсильванский Музей на термолюминисцентный анализ, который дал результат в 2 700 г. до н.э. Доктор Рэйни, проводивший исследования писал Янгу, что погрешность датировки не превышает 5-10% и что каждый образец тестировался по 18 раз. Соответственно подлинность коллекции Джульсруда не вызывает никаких сомнений. Однако, когда через некоторое время Рэни узнал, что в состав коллекции входят статуэтки динозавров, он заявил, что полученные им результаты являются ошибочными, вследствие искажения световых сигналов при анализе и возраст образцов не превышает 30 лет.
В 70-80-ые годы общественный интерес к коллекции Джульсруда постепенно утих, научная общественность продолжало игнорировать факт существования коллекции. Отдельные публикации в популярных изданиях (в том числе и на русском языке в журнале "Техника-молодежи") воспроизводили версию о фальшивом характере коллекции, основываясь на тезисе о том, что человек не мог сосуществовать с динозаврами.
В конце 90-х годов ситуация изменилась. В 1997 г. на телeканале NBC был показан цикл программ под названием "Таинственное происхождение человечества", в котором часть материалов была посвящена коллекции Джульсруда. Авторы программы также придерживались версии о недавнем происхождении коллекции и даже отправили пару образцов на независимую экспертизу по методу С14. Антропоморфная статуэтка была датирована 4000 г. до н.э., а статуэтка динозавра - 1500 г. до н.э. Однако авторы программы попросту заявили, что вторая дата является ошибочной.
В том же 1997 г. японская корпорация Нисси спонсировала поездку съемочной группы в Акамбаро. Входивший в состав группы ученый - доктор Херрехон заявил, что статуэтки, изображающие бронтозавров не соответствуют облику реально известных представителей этого класса, поскольку имеют ряд спинных пластин. Однако в 1992 г. палеонтолог Стефен Жеркас опубликовал статью в журнале "Geology" (N12 за 1992), в которой впервые указывал на эту черту анатомического строения бронтозавров. Излишне говорить о том, что в 40-50 гг. этот факт палеонтологам еще не был известен.
Решающий перелом в признании находок Джульсруда наступил в результате деятельности двух американских исследователей - антрополога Дениса Свифта и геолога Дона Паттона. В течении 1999 г. они пять раз посетили Акамбаро. К этому времени коллекция Джульсруда находилась под замком в мэрии и была недоступна для публики. Под замок коллекция попала после смерти Джульсруда, когда его дом был продан.
После нескольких дней переговоров с местными властями Свифт и Паттон получили разрешение на осмотр и фотографирование коллекции. Ими было сделано около 20 000 фотографий образцов коллекции. Их деятельность вызвала общественный интерес и они были проинтевьюированы местной прессой и телевидением. Более того, доктор Свифт невольно стал причиной скандала, также вылившегося в прессу. Он задал вопрос хранителю коллекции, сколько коробок с находками хранится в мэрии. Ему ответили, что таких коробок 64. На основе тех коробок, которые они лично распаковывали с Паттоном, Свифт подсчитал, что в 64 коробках может поместиться не более 5-6 тысяч предметов. Тогда где же остальные 25 000 остальных находок из коллекции Джульсруда.
Окончание этой истории мне неизвестно. Но в результате активной деятельности Свифта и Паттона местные власти пошли на открытие специального музея. В конце того же 1999 года часть коллекции Джульсруда была выставлена в качестве постоянной экспозиции в специально отведенном под музей доме.
С проблемой Акамбаро связано еще несколько принципиально важных моментов. Свифт и Паттон узнали от офицера федеральной полиции Эрнесто Маринеса историю о том, как в 1978 году он конфисковал партию партию археологических находок, выкопанную двумя охотниками за древностями на холме Эль Чиво, также расположенном в окрестностях города Акамбаро. Эта партия содержала 3 300 статуэток, аналогичных по стилю коллекции Джульсруда и среди них было 9 фигурок динозавров. Все находки были переданы доктору Луису Моро, тогдашнему мэру Акамбаро и помещены в ратушу. Оба охотника были осуждены на длительный срок и отправлены в Федеральную тюрьму Мехико.
Свифт общался также с доктором Антонию Хеннехоном, который лично проводил раскопки на холмах Эль Торо и Эль Чиво в 1950-55 гг. и также находил статуэтки динозавров. Доктор Херрехон утверждал, что в 40-50 гг. о динозаврах в Мексике практически никто ничего не знал.
Более того, еще в 1945 году Карлос Переа, директор по археологии зоны Акамбаро при Национальном Музее Антропологии в Мехико заявил, что предметы коллекции Джульсруда не вызывают сомнений в их подлинности. Более того, он ему лично приходилось изучать статуэтки динозавров, найденных на других памятниках Мексики.
И второе, во время своих исследований 1968 г. Чарльз Хэпгуд исследовал и заново вскрыл один из старых раскопов, где обнаружил ряд плит, напоминающих уходящую внутрь склона лестницу. Один их местных жителей сказал ему, что на этом раскопе был ранее обнаружен тоннель, заполненный землей и ведущий в недра холма. Кроме того, существует информация, что один из местных жителей обнаружил в склоне Эль Торо пещеру, заполненную статуэтками и другими древними предметами. Эти данные послужили основанием для предположения о существовании в недрах холма Эль Торо целого "подземного города".
Американец Джон Тьерни, почти сорок лет изучавший материалы Акамбаро, уверен, что найденная Джульсрудом коллекция - лишь часть огромной "библиотеки", сопровождавшей гробницу. Т.е. он полагал, что главной составляющей памятника Эль Торо должна быть гробница.
Андрей Жуков, канд.ист.наук
Коллекция фигурок динозавров Джульсруда
- Информация о материале
- Автор: Василий Лазарев
Коллекция фигурок динозавров с людьми Вальдемара Джульсруда
В книге Г.А. Сидорова (СИД) имеются весьма интересные строки, посвященные коллекции глиняных фигурок Вальдемара Джульсруда.
Знакомтесь — Коллекция Вальдемара Джульсруда. «Вальдемар Джульсруд был выходцем из Германии, перебравшимся в далекую Мексику в конце XIX века. Он поселился в небольшом городишке Акамбаро, что в 300 километрах к северу от Мехико. Там он завел свой бизнес — торговлю скобяными изделиями, — приносящий ему вполне приличный доход. А на досуге Джульсруд увлекался археологией. В начале двадцатых годов XX столетий вместе с падре Мартинесом обнаружил под землей памятники культуры Чупикауро в восьми милях от холма Эль-Торс.
Вольдемар Джульсруд прекрасно разбирался в мексиканских древностях и поэтому сразу понял, что находки на холме Эль Торо не могут быть отнесены ни к одной известной на то время культуре. Джульсруд начал собственные изыскания. Правда, не будучи профессиональным ученым, он поступил поначалу очень просто - нанял местного крестьянина по имени Одилон Тинахеро, пообещав ему платить по одному песо (тогда это равнялось примерно 12 центам) за каждый целый артефакт. Поэтому Тинахеро был очень аккуратен при раскопках, а случайно разбитые предметы склеивал, прежде чем отнести их Джульсруду. Так начала формироваться коллекция Джульсруда, пополнение которой продолжили сын Вольдемара Карлос Джульсруд, а потом и его внук Карлос II.
В конце концов, коллекция Джульсруда составила несколько десятков тысяч артефактов - по одним данным их было 33,5 тысячи, по другим - 37 тысяч!» (СИД, с. 124).
Рис. 1. Общение динозавра и человека
Под этой справкой помещен рис.1 (СИД, с. 124) с подписью и замечанием автора: «Очевидно, динозавры когда-то были у древней расы домашними животными». Меня это весьма заинтересовало, и я решил прочитать об этом человеке более подробно. В интернете я нашел такие сведения: «Но самое интересное событие в его жизни произошло двадцать лет спустя, в июле 1944-го. Ранним утром он совершал конную прогулку по склонам холма Эль-Торо и вдруг увидел несколько обтесанных камней и фрагментов керамики, выступающих из почвы. Осмотрев странные находки, Джульсруд пришел к выводу, что они не могут быть отнесены ни к одной известной археологической культуре. Торговец скобяными изделиями решил начать собственные археологические изыскания и нанял местного крестьянина по имени Одилон Тинахеро, пообещав платить ему по одному песо за каждый обнаруженный артефакт. Поэтому Гинахеро был предельно аккуратен при раскопках, а случайно разбитые предметы склеивал, прежде чем отнести их работодателю. Так начала формироваться знаменитая коллекция Джульсруда, пополнением которой сначала занимался сын Вальдемара, Карлос Джульсруд, а затем и внук, Карлос-младший.
В конечном итоге коллекция Джульсруда стала насчитывать порядка 35 тысяч артефактов. В основном это статуэтки из различных сортов глины, вылепленные вручную и обработанные методом открытого обжига. Вторая категория — скульптуры из камня Третья — керамика. Самым интересным фактом оказалось то, что во всей коллекции не было ни одного повторяющегося экземпляра скульптуры. Размеры фигурок варьируются от десяти сантиметров до одного метра в высоту и полутора в длину. Кроме того, в коллекции присутствуют найденные там же музыкальные инструменты, маски, инструменты из обсидиана и нефрита. Вместе с артефактами при раскопках были обнаружены несколько человеческих черепов, скелет мамонта и зубы лошади ледникового периода.
В коллекции Джульсруда имелось множество антропоморфных статуэток, представляющих почти полный набор расовых типов человечества — монголоидов, негроидов, кавказоидов, полинезийский тип и прочие. Но не это было главной сенсацией. Самым загадочным оказалось то, что примерно 2600 статуэток представляли собой изображения динозавров. Причем разнообразие типов ископаемых ящеров вызывает истинное изумление. Среди них есть легко узнаваемые и хорошо известные палеонтологической науке виды: брахиозавр, игуанодон, тираннозавр реке, птеранодон, анкилозавр, плезиозавр и многие другие. Есть огромное число статуэток, которые современные ученые идентифицировать не могут, в том числе и крылатые "динозавры-драконы". Но самое поразительное заключается в том, что коллекция содержит значительное число изображений человека вместе с динозаврами разных видов. Также в коллекции есть ныне вымершие млекопитающие — американский верблюд и лошадь ледникового периода, гигантские обезьяны плейстоценового периода и прочие».
Мне понятно, что Вальдемар Джульсруд наткнулся на древний музей по истории человечества, где экспонаты были представлены глиняными фигурками. В некоторых моих статьях я уже писал о том, что археологи выкапывали иногда человеческие черепа отличной сохранности. Моё чтение надписей на них показывало, что это были экспонаты музеев, образцы, приготовленные к длительным срокам хранения еще много тысяч лет назад. Так что случайные находки древних музеев – факт, пока еще не нашедший в археологической литературе не только объяснения, но даже упоминания. И только из-за того, что древние люди, согласно современным археологическим концепциям, трактуются как жуткие примитивы, неспособные к музейной деятельности.
Как я могу судить по личному опыту, первооткрывателя вместо наград и почестей ожидает обструкция и шельмование. Как сложилась судьба самого Джельсруда?
История самого Джульсруда
«Именно эта составляющая находок из Акамбаро и послужила поводом для длительной истории по аккредитации коллекции и ее владельца. Во многом это понятно, ведь факт сосуществования и тесного взаимодействия человека и динозавра не просто опровергает линейный эволюционизм теории происхождения видов на земле, но вступает в непримиримое противоречие со всей современной официально принятой мировоззренческой парадигмой. Когда в 1947 году Джульсруд на свои средства опубликовал книгу о фигурках, то официальная наука не проявила к ней никакого интереса. И в дальнейшем признание к коллекции приходило с большим трудом.
В 1950 году в Акамбаро приехал американский журналист Лоуэлл Хармер. Он присутствовал при раскопках на холме Эль-Торо и даже сфотографировал Джульсруда с только что выкопанными статуэтками динозавров. Вслед за ним лос-анджелесский журналист Уильям Рассел опубликовал материал о раскопках Джульсруда с фоторепортажем. В своей публикации Рассел указывал, что артефакты изымались с глубины 5-6 футов (полтора метра) и многие предметы были оплетены корнями растений, поэтому у него не возникло ни малейших сомнений в подлинности находок. Эти публикации сыграли определенную роль в популяризации коллекции Вальдемара Джульсруда и пробили брешь в заговоре молчания академических ученых.
Тезис о подделках в 1952 году официально опровергли и мексиканские власти. Тогда суперинтендант Национального ирригационного института Франсиско Санчес заявил, что он может однозначно констатировать отсутствие какого-либо керамического производства в Акамбаро. Мэр города Акамбаро Хуан Карранса тоже опубликовал официальное заявление, в котором говорилось, что по результатам специального расследования, проведенного в районе, выяснилось, что в городе и его окрестностях нет ни одного человека, который занимался бы производством подобного рода изделий. Профессор истории Рамон Ривера опросил местных стариков и узнал, что на протяжении предшествовавших ста лет в районе Акамбаро ни разу не возникало ничего похожего на масштабное керамическое производство. Впрочем, для любого здравомыслящего человека ясно, что никто не будет делать тысячи и тысячи фигурок и закапывать их глубоко в землю, чтобы разыграть общественность. У коллекции есть особенности. Она не только не содержит ни единого дубликата, но керамические фигурки выполнены из разных сортов глины, в различных стилях и с разной степенью мастерства. Для производства статуэток потребовалось бы огромное количество древесины, которая в засушливом и безлесном районе Акамбаро всегда была чрезвычайно дорогой. Кроме того, подобное масштабное производство с открытым обжигом просто не могло бы остаться незамеченным.
К 1954 году инициированная недоброжелателями критика коллекции Джульсруда достигла максимума, и это привело к тому, что официальная наука наконец-то проявила к ней интерес. В Акамбаро отправилась делегация ученых во главе с директором Департамента доиспанских памятников Национального института антропологии и истории доктором Эдуарде Нокверой. Помимо него, в состав группы входили еще три антрополога и историка. Эта официальная делегация сама выбрала место для контрольных раскопок на склоне холма. Они состоялись в присутствии множества свидетелей из авторитетных местных граждан. Буквально после нескольких часов работы было найдено большое количество статуэток, аналогичных образцам из коллекции Джульсруда. По заявлению столичных археологов, осмотр найденных артефактов однозначно продемонстрировал их древность. Члены группы поздравили Джульсруда с выдающимся открытием, и двое из них пообещали опубликовать результаты поездки в научных журналах. Однако прошло три недели, и по возвращении в Мехико доктор Ноквера представил отчет, в котором утверждалось, что коллекция Джульсруда является фальсификацией, поскольку содержит статуэтки динозавров».
Итак, первая находка была сделана в 1944 году, во время войны, и 6 лет, возможно, было не до нее. Но через 10 лет, в 1954 году, официальная наука проявила к коллекции интерес. На мой взгляд, довольно быстро. В Европе этот срок бывает раза в два больше.
«Разоблачение» Джульсруда. «Все сложно складывалось и в дальнейшем, всегда находились желающие разоблачить Джульсруда. Между тем специалисты из США установили, что возраст фигурок составляет от двух до пяти тысяч лет. Коллекция содержит большое количество каменных фигур, и все они имеют следы сильной эрозии. Подделать это практически невозможно. Выяснилось, что холм Эль-Торо индейцы издревле считали священным. Ныне местные жители утверждают, что существуют четыре тоннеля, которые ведут в глубь холма. Там будто бы скрывается подземный город некой древней цивилизации. Но люди старательно скрывают входы в эти тоннели, поскольку боятся, что их родные места станут предметом ненужного повышенного интереса чужаков. А американец Джон Тьерни, почти сорок лет изучавший материалы из Акамбаро, убежден, что собранная Джульсрудом коллекция — лишь часть огромной "библиотеки", сопровождающей гробницу. Он полагает, что главной составляющей памятника Эль-Торо должно быть захоронение, которое пока не найдено».
Понятно, почему индейцы считали холм священным – это были остатки иной, доиндейской цивилизации. А в той цивилизации вполне могли быть некие музеи, хранившие память о гораздо более древних временах, культурах и о древнейшей истории.
Подлинность коллекции по мнению ученого. «Необходимо отметить, что еще в 1945 году директор по археологии зоны Акамбаро при Национальном музее антропологии в Мехико Карлос Перес говорил, что подлинность предметов коллекции Джульсруда не вызывает сомнений. Более того, ему лично доводилось изучать статуэтки динозавров, найденные на местах некоторых древних поселений Мексики. В 1978 году федеральная полиция конфисковала у двух охотников за древностями 3300 статуэток, по стилю исполнения похожих на коллекцию Джульсруда. Среди них было девять фигурок динозавров. Вот только найдены все они были на холме Эль-Чиво, тоже находящемся близ Акамбаро.
Утверждать, что индейцы Мезоамерики жили бок о бок с динозаврами, было бы несколько опрометчиво. Логичнее предположить следующее. Археология вряд ли является занятием, которым увлекаются только наши современники. Выкапывать древнеримские и этрусские памятники старины из земли очень любили в средневековой Италии. Известно, что не прочь углубиться в толщи песка в поисках чего-нибудь очень древнего были и подданные египетских фараонов. Не исключено, что их современники в Мексике могли заниматься и палеонтологией, и даже весьма в этом преуспели. Настолько, что ученики в школах на уроках делали фигурки динозавров из глины, порой фантазируя и изображая ископаемых ящеров вместе с людьми. Когда некий правитель, покровительствующий знаниям, умер, в его захоронение положили тысячи и тысячи глиняных фигурок и много чего другого. Среди прочего были и фигурки динозавров… Но это, разумеется, лишь одна из гипотез» (БУМ).
Итак, даже журналист полагает, что фигурки являются плодом фантазии… школьников, живших 4 тысячи лет назад вблизи нынешнего Мехико, и проводивших палеонтологические изыскания в гораздо большем объеме, чем вся современная академическая наука вместе взятая. Либо имевших настолько богатую и точную фантазию, что их можно было бы назвать ясновидящими. Полагаю, что оба предположения весьма экзотичны.
Как обычно, вместо того, чтобы приступить к изучению загадочного явления, и попытаться понять назначение фигурок, как учёные, так и журналисты просто лепят произвольные гипотезы ad hoc.
Рис. 2. Водяной динозавр и сидящий на нём человек
Начало исследования
У меня имеются свои методы исследования, а именно – эпиграфические. Полагаю, что если прочитать какие-то надписи на данных изображениях, то они могут пролить свет на назначение данных фигурок. Но прежде, однако, следует убедиться в том, что некие надписи на приведенных фотографиях имеются.
Итак, я рассматриваю изображение на рис. 2 (СИД, с. 125) и вижу, что некие слова написаны на фоне нал головой динозавра. То, что надпись располагается не на самой фигурке, меня не смущает: пока моя задача состоит в том, чтобы понять, что какие-то буквы изображения динозавриков сопровождают. И я не сомневаюсь, что это русские буквы и русские слова.
Надпись оказалась хотя и малоконстрастной, но вполне читаемой. Я прочитал слова ЯРА КАТ, где первое слово мне знакомо до боли, тогда как второе я вижу впервые. Конечно, слово написано не очень явно, возможны ошибки в интерпретации букв, однако если такого рода надписи существуют и на других фигурках, неверное чтение можно будет поправить. Слово КАТ является в наши дни корнем глагола КАТАТЬСЯ, так что это слово должно означать некоторое транспортное средство, на котором люди катались.
Рис. 3. Демитродонт и чистящий его человек
Комментируя рис. 3 (СИД, с. 124), Сидоров отмечает: «Палеонтологи считают, что демитродонты жили на Земле в триасовом периоде мезозойской эры». Вполне возможно. Меня сейчас интересует другое: какие тут надписи. Прежде всего, опять есть надпись на фоне над хвостом. Она такая тонкая, что мне воспроизвести ее в качестве подписи было бы весьма сложно, и я прочитаю первых два слова, написанных на одной строке: КАТ ЯРА. Это – повторение того, что я прочитал выше, так что слово КАТ было прочитано правильно. Но теперь мне хотелось бы пойти дальше и прочитать надписи на самой глиняной фигурке. Это оказалось возможным, поскольку прямо перед кистью левой руки человечка изображена хорошо заметная буква Р, а слева от нее менее явная буква Р. В результате можно прочитать слово ЯРА.
Другое слово, КАТ, читается под ближайшим к лицу человека и следующим за ним зубцом динозавра. Так что слова, прочитанные вначале на фоне за фигуркой, теперь обнаружены и на самой фигурке. А на спине у человечка имеется вертикальная надпись, которую следует развернуть на 90 градусов вправо. Тогда можно прочитать слова ЯРА МАРЫ и начало ожидаемого слова ХР(АМ). Обычно, изделия храма Мары представляли собой те вещи, которые клали покойникам для того, чтобы они уходили со своими хозяевами на тот свет. Так что мое представление о музее, возможно, тут не совсем верно: не исключено, что Джульсруд наткнулся на погребальные камеры, где представлены традиционные предметы заупокойного культа.
Совершенно неожиданным для меня было обнаружение изображения человека на теле динозавра, над рукой рельефного человечка и ниже его подбородка. Внимательное копирование этого образа показало, что лицо дано в профиль, развернутый влево, и намного ближе по очертаниям к лицу современного человека, чем лицо человечка. У него большой мясистый нос, тонкие губы широкого рта, острый подбородок, отсутствие усов и бороды (человек гладко выбрит), но, что совершенно выбивает из седла – у человечка на носу одеты современного вида ОЧКИ, а перед стоячим воротником находится ГАЛСТУК-БАБОЧКА! Зато в качестве головного убора использована фигурка лежащего льва – символ Рода или Яра, а перед львом и на его голове написано слово ЯР! Такого изображения бога Яра я еще никогда не встречал!
Но это изображение является еще одним подтверждением культового характера находки. Бог Яр здесь изображен и в человеческой, и в животной ипостаси. Причем каждое изображение является очень реалистичным: лев показан в профиль целиком, а человеческое лицо показано со всеми признаками высокой цивилизации.
Первый итог. Рассмотрев первые две фигурки, я прихожу к выводу о том, что 1) как на самих фигурках, так и на фоне, на котором их фотографировали, имеются надписи; 2) эти надписи выполнены на русском языке; 3) они связаны с погребальным ритуалом; 4) они связаны также с богом Яром, имея к нему самое непосредственное отношение и 5) сами динозавры, видимо, назывались в ту эпоху словом КАТ, что означало СРЕДСТВО ДЛЯ КАТАНИЯ. Наконец, 6) цивилизация, судя по портрету Яра, ничуть не уступала нашей: мужчины лица брили, носили очки, стоячие воротнички и галстуки-бабочки.
Рис. 4. Травоядный динозавр
Продолжение исследования. На рис. 4 изображено существо, которое охарактеризовано Сидоровым так: «Глиняная статуэтка тянущегося к ветки дерева травоядного динозавра. По всей видимости, игуанодона» (СИД, с. 123). Здесь я вижу две надписи – напротив первого и напротив четвертого зубцов динозавра (считая сверху). Они образуют уже знакомую нам надпись: ЯРА МИР. Однако сама голова также содердит две надписи, которые я читаю как КАТ ЯРА. Теперь уже у меня не остаётся ни малейшего сомнения в том, что все динозавры в своё время назывались словом КАТ.
Рис. 5. Эласмозавр
А здесь Сидоров даёт более пространную характеристику: «Изображение длинношеего эласмозавра. Животное выбралось на берег. Такое впечатление, что оно нежится на солнце» (СИД, с. 123). Честно говоря, берега я тут не вижу, равно как и позы, в которой принимают солнечные ванны. Однако надписи имеются и здесь. В средней части шеи можно обнаружить очень деформированный лик мужчины, повернутого влево на ¾, глаза которого, а также нос, образуют надписи ЯРА КАТ. Эти словосочетания стали теперь весьма привычными.
Рис. 6. Неизвестный вид динозавра
В отношении рис. 6 Сидоров замечает: «Неизвестный вид динозавра» (СИД, с. 125). Меня тут интересуют надписи на фоне над шеей, гласящие МИР МАРЫ, а также надписи на самой шее: МАРА ЯРА и МАРЫ ЯРА КАТ. Из этого следует, что далеко не все динозавры были транспортным средством Яра, существовали также и каты Мары, но в МИРЕ МАРЫ. Таким образом, видимо, это были динозавры другой, более ранней эпохи. Хотя пока это только предположение.
Рис. 7. Одно из изображений с сайта http://news.students.ru/index.php?newsid=2318
Редкий случай сопоставления. Теперь я хотел бы сравнить черно-белое изображение одной из фигурок с цветным. Сразу видно, что черно-белое изображение является намного более контрастным по сравнению с цветным, и, следовательно, позволяет выявить слабые надписи без особого напряжения зрения. Оба изображения заимствованы мною из интернета, так что моего участия в том, чтобы получить более контрастную картину, не было. Из этого сопоставления ясно, что в ряде случаев черно-белая фотография даёт для эпиграфиста больше возможностей для исследования, чем цветная. Ничего нового «от себя», или «от фотоаппарата», или, тем более, «от фотографа» она не добавляет. Подобно микроскопу, который увеличивает мелкое изображение, такая фотография усиливает контраст, помогая человеку усилить слабо видимые знаки.
Итак, я приступаю к чтению. Над левой верхней ногой я читаю слова ЯРА МАРЫ ХРАМ. Такого рода надпись нам уже встречалась. Далее я читаю надпись на спине МИМА МАРЫ – она говорит о том, что данная фигурка находилась в качестве сакрального атрибута у мимы Мары. Имеется в данном месте и надпись светлым по темному, которую уместно читать в обращенном цвете – вычитывается слово МАСТЕРСКАЯ (скорее всего, Мары). Чуть ниже широкими буквами начертано слово ХАРМ (ХРАМ), а затем – неизвестная мне ранее надпись У КАТА ЯНАКА, то есть, ХРАМ У ДИНОЗАВРА-ЮНЦА. Не исключено, что динозаврам также посвящались храмы. – Тут же имеется и отдельная надпись КАТ.
У основания левой задней ноги можно выделить изображение головы мужчины анфас, наклоненное вправо. Глаза открыты, усы и борода весьма густые. Интересно, что на цветной фотографии эта часть просматривается очень плохо. На правый глаз нанесена надпись ЯР, которая видна даже на цветном изображении, хотя тут – не очень контрастно. Надписи у основания левой передней ноги нанесены вертикально, и при их развороте вправо до горизонтального положения образуют слова МАСКА ЯРА. Это – очень важная информация: теперь понятно, что КАТ (динозавр) являлся глиняной иконкой Яра. Замечу, что на средней линии хвоста на цветном изображении имеется аналогичная надпись, совершенно не обнаружимая на черно-белом (там всё выглядит слишком чёрным). Надпись гласит: ЯРА МАСКА. Тем самым, можно считать, что данное слово читается уверенно.
Наконец, на передней части левой передней ноги динозавра имеется фрагмент, где надписи лучше читать в обращенном цвете. Одна из них такова: КАТЫ ЯРА. Из нее следует, что таких фигурок с изображением зооморфного лика Яра имелось много.
Рис. 8. Фигурка с человечка с маленьким динозавриком
Лаборатория альтернативной истории
Следующую фигурку я заимствовал с изображения на сайте лаборатории альтернативной истории, где была предпринята попытка пообщаться с хранителями данных фигурок. О путешествии туда я приведу выдержки ниже, а пока прокомментирую само изображение. Здесь мы видим изображение сидящей женщины, которая держит на руках маленького динозаврика. На фигурке, разумеется, имеются надписи.
Первую надпись я читаю на платье женщины над динозавром: МАСТЕРСКАЯ МАКАЖИ. Она означает, что Данные предметы считались в своё время произведениями искусства. Над очень широким ртом женщины можно прочитать слова ЯРА МАРЫ ХРАМ. Это – обозначение места, где данная фигурка использовалась. Около губ и на зубах можно видеть надпись МИР ЯРА, МАСКА. Так что и это изображение являлось иконкой.
Рис. 9. Другое изображение той же фигурки
На всякий случай я привожу другое изображений той же фигурки, чтобы показать, что на нем уже невозможно прочитать надписи. Фигурка сфотографирована без вспышки и мелкие детали на ней выявить невозможно. Тем самым можно понять, что даже цветное изображение подходит далеко не в каждом случае. Здесь же имеется и еще одна фигурка динозавра со странного вида человечком.
Рис. 10. Фигурка динозавра с чешуёй, похожей на кору дерева
Еще на одной фигурке динозавра с чешуёй, похожей на кору дерева, можно прочитать ряд надписей: КАТ, СЕ ЯРА КАТ и ЯРА КАТ. Все эти слова и словосочетания нам уже встречались.
Перейдем теперь к описательной части той же статьи, опубликованной на сайте Лаборатории http://lah.ru/expedition/mexico2007/acambaro2007.htm.
Поездка в Мексику. «Цель была заранее известна: местный музей, в котором хранится коллекция Вальдемара Джульсруда, до сих пор считающаяся в академической среде фальшивкой или подделкой (подробности и детали по коллекции см. на соответствующей странице Фотобанка Лаборатории). Всему виной – динозавры, которые в коллекции не только находятся рядом с человеком, но и взаимодействуют с ним.
Поскольку мы для надежности разыскали музей еще с вечера по приезду, то на следующий день его директор – Мигель – уже ждал нас с самого утра. Видимо, сказались особенности жизни и распространения информации в небольшом городке. А может быть и удивление Мигеля тем, что о его музее знают даже где-то в далекой России... Съемки через стекло – вещь неприятная и малоэффективная. Но Мигель оказался весьма контактным человеком, и через некоторое время мы уже вовсю раскручивали витрины и вытаскивали древние статуэтки на свет (побаиваясь, конечно, что-нибудь разбить). В самый разгар работы по раскручиванию витрин и фотографированию их содержимого неожиданно появился представитель местного муниципалитета (в ведомстве которого находится музей). Познакомившись с нами, успокоился, а затем отлучился ненадолго и вернулся с некоторыми предметами из своей частной коллекции – только похвастаться, поскольку продавать что-либо отказался категорически. Нас более всего привлек керамический сосуд в форме крылатого дракончика, а также нефритовая статуэтка бога огня, на нижней стороне которой отчетливо просматривались следы... трубчатого сверления !!!
Ближе к концу дня произошло, наконец, то, на что мы надеялись и втайне ожидали: Мигель начал доставать статуэтки из "закромов". Впрочем, "закрома" представляли собой целые этажи простых пластмассовых коробок, стоящих у него в кабинете (как-никак коллекция насчитывает порядка 20 тысяч штук!).
Мы уже считали свою задачу выполненной на все сто процентов (тем более, что Мигель дал нам осколок одной из статуэток для анализа в России). Но на дружеском совместном ужине вдруг выяснилось, что Мигель готов на следующий день не только показать нам место находок статуэток, составляющих ныне коллекцию, но и предоставить возможность самим попытать счастья, поскольку у него имелось официальное разрешение на раскопки. Сказано – сделано. После ужина заехали в магазин за шанцевым инструментом, а с утра рванули на место прямо на рассвете. Прекрасная половина осталась в отеле – как-никак праздник 8 марта (но позднее они все-таки присоединились к нам, не без удовольствия помахав кайлом и лопатой).
Часов в 10 утра появились представители местного правопорядка, заинтересовавшиеся тем, что кто-то у них на виду что-то раскапывает. Вежливо поздоровались с нами, сфотографировали нарытые нами ямы и ретировались, вполне удовлетворившись объяснением Мигеля, что "сумасшедшие гринго ищут динозавров"...
Конечно, надеяться с наскока на успех сложно. Динозавров, увы, найти не удалось. Зато керамика и куски обсидиана сыпались как из рога изобилия. К полудню их набралось с несколько килограммов. Самой же удачной находкой оказался кусочек керамической фигурки - человеческий торс, который мы и увезли с собой, как не представляющий исторической ценности для археологов и историков...»
Молодцы А.Ю. Скляров и А.В. Жуков, которые смогли сфотографировать часть коллекции прямо в музеи, а некоторые фрагменты привезли для исследования!
Исследование материалов коллекции. http://lah.ru/expedition/mexico2009/an2.htm. «Коллекция скульптур, собранная Вольдемаром Джульсрудом и хранящаяся в мексиканском городе Акамбаро, является предметом активной междисциплинарной полемики историков, археологов, искусствоведов и представителей других областей знания в Интернете («Яндекс» дает ссылку на более чем 1500 страниц сайтов, где обсуждается эта тема, а англоязычный «Googl» находит более 2600 страниц по имени Waldemar Julsrud).
Предмет полемики – подлинность коллекции, поскольку она содержит экспонаты, изображающие различные виды динозавров и композиции, в которых люди взаимодействуют с динозаврами.
Однако серьезных естественно-научных аргументов в поддержку версии о фальсификации до сих пор предъявлено не было – оценки делались и делаются на основании «несопоставимости» предметов коллекции известным историкам и археологам артефактам этого района мезоамерики, причем подавляющее большинство специалистов, участвующих в дискуссии, никогда не имело дела непосредственно с предметами коллекции.
Тем более значимой и интересной является информация экспедиции А.Склярова и А.Жукова, появившаяся в результате изучения коллекции на месте (в музее Вольдемара Джульсруда в Акамбаро 15 – 27 марта 2009 г. [1], [2]) и последующего исследования некоторых из привезенных образцов методами полуколичественного электронно-зондового анализа с помощью ЭДС и по рентгеновской порошкограмме в лаборатории Минералогического музея им. А.Е.Ферсмана РАН [3]. Метод электронно-зондового анализа является одной из разновидностей рентгено-флуоресцентного анализа и характеризуется особым способом возбуждения флуоресцентного излучения с помощью пучка электронов. Преимущества использования данного метода автор исследования характеризует так: «В данном контексте важно, что локальность метода электронного зонда весьма высока и как минимум на порядок-два выше, чем при возбуждении рентгеновскими лучами (даже у лучших на настоящее время приборов с рентгеновской капиллярной оптикой диаметр пятна на мишени больше 5 мкм)» [4].
Одним из подвергнутых анализу образцов является фигурка неизвестного животного (рис.1). Исследователь описывает его так: «Общий вид керамической фигурки (длина 18 см). На левой лапке, шее и голове видны белые выцветы» [3]».
В результате исследования был сделан такой вывод: «Такую оценку – несколько сотен лет – и можно принять как нижнюю границу времени существования выцветов на поверхности образцов из Акамбаро, согласующуюся с экспериментальными данными по инструментальному анализу этих образцов (см. Примечание ниже).
Таким образом, вопрос о фальсификации коллекции Джульсруда можно считать закрытым, и следует сосредоточить внимание исследователей на содержательном объяснении состава этой коллекции.
В связи с этим необходимо иметь в виду и эвереттическую интерпретацию этого феномена как склейки некоторых ветвей альтерверса, высказанную в работе [8] и поддержанную А.Жуковым и А.Скляровым [9, стр.33], которые на настоящий момент являются наиболее квалифицированными и наиболее информированными исследователями этой исторической загадки».
Иными словами, коллекция насчитывает как минимум несколько сотен лет, а как максимум – 4 тысячи лет.
Погонщики динозавров. Аргументы и факты № 17, от 23 апреля 2008 года. Привожу небольшой фрагмент из этой статьи. «На рубеже 60-70-х годов несколько экспонатов из коллекции Джульсруда были отправлены на экспертизу в университеты США. Результаты оказались поразительными: одна фигурка изготовлена в середине V, другая – в начале III, ещё две – в середине и конце II тысячелетия до нашей эры! Древние скульпторы, разумеется, не собирались дурачить потомков.
Около 15 лет назад в США впервые были найдены останки зауроподов с коническими шипами на спине, что стало маленьким открытием. А в коллекции Джульсруда уже полвека хранятся фигурки именно этого вида ящеров с островерхими спинами. Значит, они лепили животных с натуры, и гигантские динозавры не вымерли 65 млн. лет назад, а были современниками древних американцев.
Но для чего же люди лепили ящеров?
Автопортреты разумных рептилий. Предвидя надвигающуюся природную катастрофу и неминуемую гибель, коренные жители Америки (а они, напомню, превосходно знали астрономию и создали календарь более точный, чем наш, григорианский) могли оставить память о себе и окружавшей их жизни.Или жившие на территории древней Мексики представители развитой цивилизации занимались генетическими экспериментами по выведению небывалых существ. Одна из предварительных фаз этой работы – фиксация тех видов, что имелись в природе.
Наконец, совсем уж фантастическая гипотеза: что, если эти ящеры были разумными и гигантские города, построенные в Новом Свете, – их лап дело? Почему бы нет? Исследуя Мексику и соседние страны, наш корреспондент пришёл к выводу, что до высадки Колумба на землях Нового Света кроме индейцев жили представители всех существующих на планете рас. И были они настолько развиты, что умели делать, к примеру, операции на головном мозге. Об этом - в следующем репортаже из Центральной Америки».
О фильме. Переходим теперь к рассмотрению интернета. Вот что пишет некий Ломейко 02.08.2008 на сайте http://www.evangelie.ru/forum/t46864.html в отношении фильма, который он посмотрел на сайте http://depositfiles.com/files/6894413. «Очень интересный фильм. "Мексиканская динотопия" - коллекция фигурок Вальдемара Джульсруда. Мексиканский ученый-исследователь выкопал коллекцию из 35000 (!) глиняных фигурок людей, животных и динозавров, причём нет ни одной одинаковой (Джульсруд пожертвовал для этого всё своё состояние - 70.000 песо или 8500 долл. по современному курсу). Директор музея даже ещё не ознакомился со всей коллекцией - большинство экземпляров лежат в ящиках. Об этой коллекции старательно умалчивается, потому что она ставит под сомнение саму идею того, что динозавры вымерли миллионы лет назад. Коллекции примерно 5-6 тысяч лет. Фальсификация исключена – никто не станет лепить 35.000 разных фигурок и закапывать их в землю ради дешевой сенсации. Это, конечно, пока ничего не доказывает и не опровергает в вопросах "эволюция-сотворение", но всё же серьезная заявка на то, что люди и динозавры жили одновременно бок о бок, причём относительно "недавно". Фильм хорош тем, что его создали светские учёные и сами же ставят под сомнение "священную корову" эволюции. Никакого модернизЬма, никакого креационизЬма. Просто очень интересный научно-популярный фильм. Советую скачать, посмотреть и обсудить».
Мнение Склярова [1]. «В результате достаточно длительных размышлений о тех комментариях, которыми можно было бы снабдить приводимые в отчете фотографии, мы с Андреем Жуковым пришли к решению, никаких комментариев вообще не давать. Пусть выводы и обобщения делает для себя каждый сам. А нам, наоборот, хотелось бы не столько высказать свое, сколько услышать мнение со стороны.
Хотелось бы только обратить внимание на некоторые детали коллекции:
- весьма значительное количество изображений животных всего с двумя конечностями, которые могут быть как передними, так и задними (хотя есть статуэтка дракона/динозавра даже с шестью лапами!);
- довольно большое число фигурок имеют солевую патину, что косвенно указывает на их почтенный возраст и опровергает версию фальсификации;
- у некоторых фигурок на сломах можно заметить кристаллики выступившей соли, что говорит о том, что эти фигурки не только изготовлены, но и повреждены довольно давно;
- создатель (или создатели) фигурок явно были не лишены чувства юмора...».
Обсуждение
Как видим, по поводу загадочных фигурок существует несколько версий: 1) это фантазии школьников эпохи бронзы, 2) это слепки с натуры тех динозавров, которые еще жили бок о бок с людьми эпохи бронзы, 3) это слепки с натуры древних динозавров, фигурки которых были подобраны в эпоху бронзы в результате раскопок более древних погребений, 4) это эскизы генетических лабораторий индейцев по выведению новых видов разумных живых существ.
Полагаю, однако, что ни одна из этих версий не верна. Я начал свои эпиграфические изыскания из предположения, что мы имеем дело с музейными экспонатами, передающими внешний вид существ далёкого прошлого. В результате исследования я не очень изменил свой первоначальный взгляд, хотя понятие музея у меня слилось опять-таки с храмами ведических богов.
Что же показали мои чтения? Прежде всего, что речь идёт опять-таки о единой мировой письменной культуре, которая предшествовала индейской и которая имела в качестве письменности русский язык и руны Рода. Иными словами, мои предположения о том, что практически до античности единым мировым языком (даже при наличии уже оформлявшихся местных языков) был язык русский, получило еще одно мощное подтверждение.
Далее, выяснилось, что на всех фигурках, на которых удалось выявить знаки письменности, речь шла о тех же самых русских богах, о которых у меня идёт речь чуть ли не в каждой моей статье – о Макоши, Маре и Яре. И об их храмах. Таким образом, эти данные вполне коррелируют с результатами обнаружения в Латинской Америке геоглифов, подписанных по-русски и передающих названия храмов русских ведических богов. В этом смысле ничего другого я и не ожидал.
Но присутствовал в этих чтениях и новый элемент. Прежде всего, выяснилось, что фигурки динозавров являлись МАСКАМИ, то есть, иконками божеств. В этом смысле было весьма интересным узнать, что наиболее ранней зооморфной ипостасью Яра оказался динозавр. Такого я предположить при всей своей фантазии никак не мог, в этом меня убедили надписи.
Продолжая эти аналогии далее, я могу предположить, что сюжет «Мара с младенцем Яром» существовал уже тогда, и рис. 8 как раз и передает этот сакральный образ. Ибо Мара тут воплощена в своей антропоморфной ипостаси, а маленький Яр – в зооморфной ипостаси динозавра.
Далее, на всех фигурках я смог прочитать только одно новое слово, служившее для обозначения динозавра – слово КАТ. Я трактую это слово как одноморфемное, передающее корень, со значением «существо, на котором можно кататься». Блее того, мне представляется, что данное слово в русском языке со временем озвончилось и превратилось в слово ГАД – собирательное обозначение любых рептилий. В любом случае, появление древнейшего, ныне забытого русского слова – это маленькая победа в плане собирания очень древних слов, вышедших из употребления.
Теперь можно вернуться к определению назначения данных фигурок. Полагаю, речь идёт о том, что Джульсруд нашел несколько храмов разных эпох, например, храмов Мары храмов Яра, где имелись самые разные глиняные иконки. Замечу, что глиняные иконки дожили даже до христианства, и передавали святых либо рельефами, либо гравировкой. А наиболее важные сюжеты, например распятие, могли быть выполнены и в виде фигурки.
Как известно, традиции иконописи являются наиболее жесткими и сохраняются очень долго. Поэтому у меня нет впечатления, что данные фигурки лепились в эпоху бронзы с натуры. Однако у меня имеется впечатление, что до эпохи бронзы вполне могли дожить каноны изображения динозавров, коль скоро эти существа считались зооморфными ипостасями богов. Вопрос о том, сосуществовали ли люди в одно время с динозаврами, или им приписали божественные свойства тогда, когда находили их скелеты или даже сохранившиеся в особо благоприятных условиях их туши, для меня пока остаётся открытым. Ведь как для северных охотников чудом являлись вытаявшие из слоя вечной мерзлоты мамонты, так и для наших предков эпохи неолита или бронзы чудом оказывались многочисленные сохранившиеся останки древнейших рептилий. И им вполне могли приписывать божественные свойства, то есть, отождествлять их с богами. В частности, за это говорит наличие только одного названия для всех их различных разновидностей – КАТ. Если бы люди жили с ними бок обок, то каждый их вид получил бы своё собственное имя.
Нельзя также не остановиться и на том, что классическая археология совершенно никак не отреагировала на обнаружение этих интереснейших находок, поскольку для их появления у нее нет никаких объяснений. Таким образом, мы еще раз убедились в нищете современной академической науки.
Заключение. В любом случае фигурки Джульсруда должны быть исследованы с максимальной полнотой, в том числе и эпиграфически.
Страница 76 из 83