Новость на Newsland: В следующем году YouTube станет телевидением

Компания Google объявила, что принадлежащий ей видеосервис YouTube запустит на своем сайте более 100 новых каналов, на которых будет транслироваться «уникальный контент».

Большинство из профессиональных Youtube-каналов появятся в следующем году, но уже известно, что отвечать за производство контента будут в первую очередь небольшие продюсерские фирмы и известные медиакомпании (The Wall Street Journal, агентство «Рейтер», Digital Broadcasting Group, Cosmopolitan и др). Параллельно интернет-гигант выпустил платформу Google TV 2.0 осн. на Android 3.1 Honeycomb. После неудачи с первой версией Google TV компания значительно упростила интерфейс сервиса, расширила список приложений, а главное – улучшила в рамках платформы поддержку YouTube. Именно обновленный YouTube с сотнями профессиональных каналов и должен стать Google TV’s killer app в следующем году.

Цель поставлена амбициозная: основать новый рынок профессионального интернет-телевидения, который будет существовать параллельно с кабельным. Но кабельные сети – это сотни каналов. В Google рассчитывают, что будущее – это сотни тысяч малых телевизионных производств, собранных под крылом YouTube. «Мы ищем новое поколение MTV и HBO», – заявил продюсер Google TV Риши Чандра. Идея не нова, но именно у главного видеохостинга планеты больше всего шансов приблизиться к этой цели. YouTube сформировался, развивался и получил популярность как хаб пользовательского видео. Именно с ним связаны революционные изменения на телевизионном рынке. Видеоконтент пользователей, снятый на обычную видеокамеру или смартфон, для начала занял прочные позиции в интернет-среде.

Для активной сетевой аудитории YouTube стал заменять традиционное телевидение. Оказалось, что живая среда, оперативность отклика и удобная технология просмотра (где угодно и когда удобно) важнее для нее, чем качество картинки и содержание. Следующий этап – экспансия пользовательского контента в традиционные телевизионные сети. «Картинка» из YouTube – обязательный элемент информационных и развлекательных программ крупных телеканалов. Эта «картинка» по определению ничего не стоит, а ее смотрибельность, благодаря оперативной реакции и эксклюзивности, часто выше, чем у контента, произведенного высокооплачиваемыми группами профессионалов с дорогими камерами. YouTube стал источником контента – на радость адептам сетевых медиа. Но модель оказалась не безвозмездной. YouTube много дает, но и многое берет: видеохостинг оказался ненасытным «пожирателем» профессионального контента тех же телеканалов.

Точной статистики, какую долю в общем объем видео на YouTube составляет записанный из телевизора контент (эпизоды программ, сериалов, развлекательных шоу, новостных выпусков и т.д), нет. По независимым оценкам – это 35–40%. Сформировалась своеобразная экосистема: видеохостинг зависит от телеканалов сегодня, пожалуй, в той же степени, что и они от него. Ключевые игроки сделали из этого два важных вывода.

Во-первых, они стали учиться продавать свой профессиональный контент на интернет-рынке, понимая, что бесплатная сетевая среда в какой-то момент оставит их с пустыми карманами. Как результат – появились видеопорталы с рекламной или подписной моделью (наиболее яркий пример – Hulu). На самом же YouTube уже давно есть официальные страницы каналов, сервис создает с ними совместные проекты и организует трансляции.

Во-вторых, стало понятно, что любительский контент не способен убить профессиональный: качественный продакшн, требующий режиссуры, хорошей упаковки, грамотного продюсирования и, как следствие, значительных инвестиций, до сих пор востребован средним интернет-пользователем, каким бы яростным врагом современного телевидения он не был. Новое направление развития YouTube – это попытка оттолкнуться от сложившейся конфигурации и расширить сформировавшуюся вокруг него экосистему. YouTube-бум на наших глазах породил еще один телевизионный рынок – рынок профессионального нишевого видео. Все – от крупных газет и журналов до  корп.х сайтов и государственных сервисов – производят видеоконтент. Это уже не любительские съемки гэгов на айфон, но еще и не профессиональный продакшн телевизионных студий. Да, часто это просто скромные интервью или видеоколонки, но контент постепенно усложняется и становится разнообразнее: газеты делают сложную инфографику, спортивные сайты замечательные и смешные развлекательные шоу, появляются хорошо снятые комедийные циклы, бизнес-лекции и пр.пр.

Чаще всего эта попытка профессионалов нетелевизионных медиа выйти за пределы традиционной профессиональной компетенции оказывается удачной – скажем, ритм сайта современной газеты сегодня уже мало чем отличается от ритма информационного телевидения. У всего этого была одна проблема: видео требует хорошего и быстрого канала доставки до конечного потребителя. При этом для такого видео важен контекст. Как говорит Риши Чандра, видео легче «продавать» пользователю, когда у него есть большой выбор на одной платформе: чем больше у твоего ролика конкурентов, тем больше людей его посмотрит. Google TV со встроенным YouTube – такой канал, и такой контекст уже может предоставить. YouTube уже стал главным хабом пользовательского видео. Теперь он может стать универсальным агрегатором полупрофессионального видео нового поколения. Это для видеосервиса – большой шаг вперед еще и с коммерческой точки зрения. Новые партнеры YouTube больше чем кто-либо заинтересованы в окупаемости собственного видеопроизводства. Мотивы пользователей чаще всего исключительно социальные: они, загружая видео на видеохостинг, не ставят перед собой прямых коммерческих целей.

Мотивы профессиональных крупных телекомпаний – либо имиджевые, либо далеко стратегические – важно не упустить рынок, который когда-то будет приносить большие деньги, но пока основной доход все равно приносят традиционная реклама в телевизорах и подписка. Мотивы интернет-студий и медиакомпаний исключительно прагматичные. Google обещает делиться с ними половиной доходов от рекламы, которая будет транслироваться на каналах. А мотивированные партнеры – пожалуй, единственное, что нужно интернет-компании для того, чтобы наконец научиться на YouTube зарабатывать. Пока у нее это не очень хорошо получается.

Михаил Забельский
Источник: slon.ru